«Россия — государство регионов»: О развитии внутрироссийских авиамаршрутов

Вопрос, который был задан в ходе «Прямой линии с президентом РФ» из Ростова-на-Дону, как никогда актуален. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал директор института социологии и регионоведения Южного федерального университета Антон Сериков. «Авиаперелеты внутри страны после распада СССР резко сократились. Если сейчас в России 232 аэропорта, то в советском прошлом их было более тысячи. К примеру, на Дону активно действовали аэропорты малой авиации в Таганроге, Волгодонске, Вешенской, Белой Калитве, Миллерово, Константиновске. Такое падение является объективной реакцией рыночной экономики в сфере авиаперевозок на кризисные 90-е годы. Сумасшедшие темпы инфляции, подорожание топлива заставляло постоянно расти цены на авиаперелеты, а заработная плата населения не могла угнаться за такими скачками, это привело к уменьшению пассажиропотока более чем вдвое с 1990 по 1993 годы», — привёл данные эксперт. По его словам, процессы приватизации привели к образованию огромного количества мелких компаний, большинство из которых просто не выдержали конкуренцию и не пережили тот кризисный период. Положительным моментом является то, что по официальным данным востребованность внутренних рейсов растет. Так, например, за три года количество купленных билетов на внутрероссийских рейсах выросло более чем в 1,5 раза, и это не короткая динамика последних лет, а достаточно долгий поступательный процесс. «Но нужно заметить, что в основном рост происходит на маршруте Москва — регионы, на него приходится более половины потока груза и пассажиров. Получается, что схема зависимости от Москвы «в небе», такая же как и в остальных сферах. Поток в российскую столицу растет, а сообщение между регионами уменьшается. Чтобы перелететь, к примеру, из Махачкалы в Ростов, нужно сначала из столицы Дагестана долететь до Москвы, там дождаться свой рейс и прилететь на Дон. Это, естественно, мешает развитию связей между регионами внутри страны (порой даже соседними)», — отметил Антон Сериков. При этом он подчеркнул, что примеры с южной частью страны не такие критичные, как это происходит на Севере. «У нас есть железнодорожное сообщение, относительно качественные дороги, чтобы можно было перемещаться на машине, а в России за Уралом это не всегда присутствует. Нужно не забывать, что Россия самая большая по территории страна, мы — государство регионов, между которыми должны перемещаться люди, поэтому разнообразная внутренняя авиация нам необходима», — считает собеседник. Но при развитии малой авиации нужен грамотный анализ планируемого пассажиропотока, гибкая ценовая политика и государственная поддержка. «Понятно, что масштаба развития внутренней авиации Советского Союза уже никогда не вернуть, но я думаю, что это и не нужно. С тех пор достаточно развился автомобильный транспорт, поэтому совсем короткие рейсы не будут так востребованы, как раньше», — заключил Антон Сериков. Как ранее сообщало ИА REGNUM, 15 июня президент РФ Владимир Путин ответил на вопросы граждан в рамках ежегодной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным». Диалог граждан с главой государства состоялся уже в 15-й раз. Более миллиона вопросов президенту поступили на «горячие линии» программы и через социальные сети. Главные темы — рост цен, падение уровня жизни, проблемы здравоохранения, будущее страны. Российский лидер отвечал на вопросы граждан в течение четырёх часов. Из Ростова-на-Дону Владимир Путин получил приглашение на открытие нового аэропорта «Платов» и вопрос о развитии сети авиамаршрутов в России. Также по теме: Путин ответил Ростову-на-Дону о развитии сети авиамаршрутов в России