Yahoo! явился конец блестящей карьеры

Краткая история падения интернет-гиганта 13 июня крупнейший в США провайдер беспроводной связи Verizon Communications объявил о завершении покупки ключевых интернет-активов компании Yahoo! за $4,48 млрд. Этот день стал концом независимого существования одной из первых в мире интернет-компаний, сервисы которой до конца 2000-х были чуть ли не самыми популярными в мире, оцениваясь в $100 млрд. В заявлении Verizon Communications, опубликованном на сайте компании 13 июня, сообщается о завершении сделки по покупке активов Yahoo! и объединении их с ранее приобретенными активами AOL в единое подразделение Oath. Покупка операционного бизнеса Yahoo! обошлась Verizon Communications в $4,48 млрд. Yahoo!, за которую в 2008 году Microsoft предлагала $44,6 млрд, в последние годы значительно ослабила свои позиции, существовала в состоянии постоянного кризиса и вынуждена была предоставить покупателю скидку в размере $350 млн. Кроме того, по оценкам Verizon Communications, ее издержки, связанные с поглощением Yahoo!, составят около $500 млн. Независимая жизнь Yahoo! была недолгой, но насыщенной. В начале 1990-х годов название Yahoo! считалось едва ли не синонимом к слову «интернет». Компания возникла в начале 1994 года, тогда еще под названием «Путеводитель Джерри и Дэвида по всемирной паутине», а ровно через год ее основатели, выпускники Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило, зарегистрировали название Yahoo!. Поскольку бренд Yahoo на тот момент уже был зарегистрирован другой компанией, Янг и Фило просто добавили к своему бренду восклицательный знак. Число сервисов, предлагаемых Yahoo!, быстро разрасталось. Особой популярностью пользовались поисковик и почта. К началу 2000-х годов стоимость акций компании на фоне высокотехнологичного бума взлетела до исторического максимума $118,75, капитализация компании достигла $100 млрд. Когда так называемый пузырь доткомов лопнул, акции Yahoo! обрушились до $8,11. Тем не менее, первый в своей жизни серьезный кризис компания пережила легче, чем большинство высокотехнологичных фирм тех лет. Восстанавливать бизнес было решено за счет экспансии и увеличения числа сотрудников. К 2007 году в Yahoo! работали уже более 14 тыс. человек. Второй переломный момент — финансовый кризис 2008 года — оказался более тяжелым и усугубился последствиями попытки враждебного поглощения Yahoo! компанией Microsoft. Она предложила за Yahoo! $44,6 млрд. Тогда руководство Yahoo! во главе с Джерри Янгом мечтало самостоятельно реформировать бизнес и догнать лидера рынка интернет-поиска — Google. Оферта Microsoft была отвергнута как слишком низкая. Но уже в конце 2008 года в Yahoo! осознали, что добиться успеха можно только вместе с Microsoft. Понимание пришло после неудачных попыток заключить соглашение с Google, AOL или MySpace. Однако в Microsoft объявили, что в приобретении Yahoo! больше не заинтересованы. Акции Yahoo! тут же подешевели на 14%, а рыночная стоимость сократилась втрое. Эта неудача стоила поста гендиректора Джерри Янгу. Его уход положил начало череде смен генеральных директоров на фоне слабых показателей и потери рыночной доли. В 2012 году пришедшая из Google Марисса Майер стала шестым гендиректором Yahoo! за последние пять лет. Правда, ее предшественник Скотт Томпсон лишился поста вовсе не из-за плохих показателей или неудавшейся сделки, а из-за предоставления ложной информации о себе. В резюме он указал наличие диплома по информатике, в действительности не имея его. На госпожу Майер, которая пришла в Yahoo!, оставив пост вице-президента Google по новым продуктам, возлагались огромные надежды. Эксперты предсказывали «много интересного» в связи с ее приходом, репутацию госпожи Майер характеризовали как «потрясающую». Источники в самой Yahoo!, по данным The Wall Street Journal, объясняли, что ее кандидатура была выбрана потому, что госпожа Майер «настроена на сотрудничество с потребителями» в противоположность предыдущим руководителям компании, не имевшим опыта работы с веб-сайтами, ориентированными на пользователей. Марисса Майер и правда бодро взялась за работу, сделав ставку на стратегические преобразования. Ставка была сделана на развитие собственных мобильных сервисов. К середине 2014 года Yahoo! приобрела более 40 стартапов. Крупнейшей сделкой стала покупка сервиса микроблогов Tumblr, за который компания заплатила $1,1 млрд. Госпожа Майер изменила логотип компании, улучшила дизайн сайта, обеспечила сотрудников новыми смартфонами и бесплатным питанием, а также обязала их работать в офисе, а не из дома в целях повышения эффективности труда. По итогам 2014 года преобразования позволили Yahoo! добиться прибыли в $7,5 млрд. Однако в 2015 году у компании опять начались проблемы — за год акции Yahoo! подешевели на 36%, убытки превысили $4 млрд. В числе главных причин эксперты называли плохое распределение капитала, неэффективные стратегические партнерства, бесконтрольные расходы и раздутый штат. Отчитываясь о результатах 2015 года, Марисса Майер произнесла слова, которые заинтересовали инвесторов даже больше, чем цифры. «Наряду с продолжением работы по восстановлению прибыльности мы рассмотрим соответствующие стратегические предложения»,— сказала она, недвусмысленно дав понять, что компания задумалась о продаже ключевых активов. Из всех потенциальных покупателей, которых вначале называлось немало (включая AT&T, Comcast, Alibaba, Softbank, Microsoft, Google, Walt Disney и др.), в итоге осталась только Verizon Communications, которая в июле 2016 года подтвердила свой интерес к сделке. На тот момент стоимость интернет-активов Yahoo! оценивалась в $6–8 млрд, покупатель же предложил только $4,83 млрд. Однако даже на этих условиях сделка чуть было не сорвалась — стало известно о двух случаях кражи данных пользователей Yahoo!. Один из таких случаев — в августе 2013 года — является крупнейшим в истории. Как сообщила компания, хакеры могли получить доступ к данным аккаунтов более 1 млрд пользователей Yahoo!. Они могли завладеть информацией, которая включает имена пользователей, даты рождения, адреса электронной почты, номера телефонов, пароли. Опираясь на эти сведения, Verizon Communications, по данным Bloomberg, объявила о намерении пересмотреть условия покупки Yahoo! или даже отказаться от нее. В январе появилась информация, что сделка может быть отложена на несколько месяцев. Но в начале июня Yahoo! объявила о том, что ее акционеры одобрили план по продаже основных активов, правда, уже за $4,48 млрд, а не за $4,83 млрд. В минувший вторник сделка была завершена, а Yahoo! рассталась с независимостью. Марисса Майер подала заявление об уходе. Информируя об этом, она отметила, что «ее переполняют ностальгия, благодарность и оптимизм». Она получит выходное пособие в размере $23 млн. В заявлении компании Oath, специально созданного подразделения для объединения активов AOL и Yahoo!, госпоже Майер пожелали «успеха в ее будущих устремлениях». Алена Миклашевская