Войти в почту

Договор дороже пенсий

В конце прошлой недели СРО НАПФ утвердила стандарт работы с агентами (есть в распоряжении “Ъ”), обязательный для всех ее 44 членов (из 69 фондов с действующей лицензией). Документ суммирует уже действующие для НПФ правила и законодательные ограничения, но есть в нем и новая деталь: вся ответственность за действия агентов и субагентов по привлечению клиентов ОПС и их накоплений лежит на НПФ. «Стандарт НАПФ по агентам в жесткой форме фиксирует прямую ответственность НПФ за действия агентов, имеющих с фондом договорные отношения, а также впервые вводится ответственность и за действия третьих лиц, которым в рамках договора агент может передавать свои функции по привлечению застрахованных лиц»,— подчеркивает президент НАПФ Константин Угрюмов. По его мнению, это лишит недобросовестные фонды «возможности снимать с себя ответственность за так называемых третьих лиц, на которых обычно висит львиная доля нарушений». Проблема неправомерных действий агентов НПФ — одна из самых острых на рынке. Нередко, агитируя граждан на перевод накоплений в тот или иной фонд, они представляются сотрудниками Пенсионного фонда России, других государственных органов, например службы судебных приставов (см. “Ъ” от 27 июля 2016 года). Как отмечает руководитель крупного НПФ, зачастую такие агенты или не оформлены в НПФ или компании-брокере, или имеют договор подряда с фирмой-«пустышкой», которую привлечь к ответственности даже по решению суда практически нереально. «В отсутствие единой нормы для всех субъектов отрасли — НПФ, агентов, субагентов — существует проблема идентификации правонарушения и установления последующей ответственности сторон»,— говорит директор департамента риск-менеджмента НПФ электроэнергетики Александр Сметанин. «Задача отрасли — минимизировать риск возникновения ошибок, ущемления интересов НПФ и их клиентов, чему и способствует эта инициатива НАПФ»,— считает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. НАПФ собирается просить ЦБ рекомендовать подобный внутренний стандарт и АНПФ (альтернативной пенсионной СРО). По словам Константина Угрюмова, в этом случае ответственность за неправомерные действия агентов распространится на весь рынок. «Костяк НАПФ составляют близкие к госбанкам НПФ, а также игроки, специализирующиеся на повышении лояльности действующих клиентов и сохранении базы,— поясняет управляющий директор по корпоративным рейтингам “Эксперт РА” Павел Митрофанов.— Вместе с тем ряд крупных и достаточно агрессивных фондов состоят в другой СРО — АНПФ». В фондах—участниках АНПФ инициативу коллег встретили скептически. «Бессмысленно менять колеса на старой телеге, нужно заменить ее современным средством передвижения — вводить принципиально новую технологию переходов, которая должна учитывать интересы и застрахованных лиц, и НПФ»,— заявил исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. По словам гендиректора НПФ «Будущее» Николая Сидорова, фонд уже реализует жесткие корпоративные стандарты по отбору агентов и контролю их деятельности, включая проверку партнеров и многоступенчатую процедуру верификации договоров. Президент АНПФ Сергей Беляков уверен, что введение стандарта без законодательно описанной ответственности за нарушения агентов и обязательного заключения договоров НПФ с агентами и субагентами по утвержденным формам не гарантирует решения проблемы. «Если такой стандарт примут и он будет выполняться, то это, безусловно, повысит прозрачность пенсионного рынка для населения»,— соглашается гендиректор НПФ “Согласие” Александр Вьюницкий.— Однако НПФ будет сложно качественно отследить всех контрагентов». В Банке России заявили, что ЦБ поддерживает инициативу участников рынка, но разрабатывает собственные требования к содержанию базового стандарта по защите прав потребителей для саморегулируемых организаций НПФ. «Базовый стандарт должен будет содержать порядок осуществления деятельности по НПО и ОПС агентами фондов и требования по ответственности агентов,— пояснили в ЦБ.— Кроме того, будут установлены требования о ведении фондом реестра агентов фонда, условиях и порядке включения и исключения из реестра».

Привлечение клиентов в НПФ может кардинально измениться
© Александр Петросян / Коммерсантъ