Войти в почту

Производство и молодёжь: есть ли точки соприкосновения?

Об этом рассказывает депутат Законодательного собрания Пермского края Алексей Антипов. Костяк экономики Анна Калинина, «АиФ»-Прикамье: Алексей Алексеевич, что из намеченного краевой властью в сфере индустриального развития региона вы считаете наиболее актуальным? Алексей Антипов: Пермский край всегда был промышленным. Это тот костяк, на котором держится экономика нашего края. К сожалению, у ключевых промышленных предприятий накопились проблемы, связанные как с внешними обстоятельствами (общий экономический спад и усиление глобальной конкуренции), так и с внутренними проблемами (устаревание и износ оборудования, кредиторская задолженность, низкая инвестиционная активность). Очевидно, что не все проблемы можно решить через органы власти. Однако поддержка промышленности важна как никогда. На июньском заседании Зак­собрания глава региона Максим Решетников сказал, что основная поддержка, которую могут оказать промышленникам власти, – это обеспечение спроса. Считаю, что это один из главных моментов в обеспечении индустриального развития региона. Благодаря увеличению инвестиций в период до 2022 г. в крае планируют запустить семь новых производств. Значит, появятся новые рабочие места. А это снизит уровень безработицы и социальной напряжённости в Пермском крае. Положительно отношусь также к созданию новых промышленных кластеров «Сельскохозяйственное машиностроение» и «Композиты Прикамья». Это сконцентрирует усилия в данных областях, ускорит их развитие и поднимет на новый уровень конкурентоспособности, что в дальнейшем позволит повысить промышленный потенциал региона. Как представитель предприятия, входящего в оборонно-промышленный комплекс, считаю важным сбалансированное развитие отраслей и необходимость поддержки уже действующих предприятий. Надо не только создавать новое, но и сохранять то, что уже есть. Где кузница кадров? – Какими бы ни были инвестиции, предприятия не смогут успешно работать без молодых специалистов. Как вы оцениваете уровень их подготовки в крае? Соответствует ли профессионализм выпускников вузов и техникумов ожиданиям заводов, в том числе машиностроительных, оборонных? – Действительно, формирование кадров, обладающих необходимыми навыками, – это одна из главных задач и для государства, и для самих предприятий. Какой бы качественной ни была теоретическая подготовка в учебном заведении, выпускник не сразу адаптируется к реальной работе на производстве. Ему не хватает практических навыков, опыта, да и просто знания специфики производства. Однако в последнее время данному вопросу уделяют гораздо больше внимания. И это положительно сказывается на системе подготовки кадров. Открытый диалог между государством, учебными заведениями и промышленными предприятиями привёл к созданию и распространению таких механизмов формирования компетенций, как дуальное образование, целевая подготовка, базовые кафедры, сетевая магистратура, модульные программы. Эти механизмы, несмотря на относительно небольшой срок их функционирования, уже успели доказать свою эффективность. В качестве положительных примеров, можно привести деятельность таких предприятий, как «ОДК – Пермские Моторы», «Краснокамский РМЗ», «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», «Редуктор-ПМ», «Протон-ПМ», «Мотовилихинские заводы», «ПНППК», «Уралкалий» и многие другие. Например, на «Мотовилихинских заводах» есть свой учебный центр по подготовке рабочих кадров: в 2015 г. совместно с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом там открыли базовую кафедру «Специальное машиностроение». Идёт работа и по другим направлениям. Говорить о том, что проблема формирования кадров для промышленных предприятий полностью решена, слишком рано. Подготовка кадров – длительный процесс, требующий регулярной системной работы всех участников. Надо обеспечить формирование качественного правового поля, чтобы эффективно выстроить отношения между государством, образовательными учреждениями и промышленными предприятиями в части финансирования совместных проектов, возможности введения системы налоговых льгот для субъектов, участвующих в перспективных проектах подготовки кадров. Сегодня нужно совершенствовать методологические подходы, унифицировать и регламентировать требования к образовательным программам и квалификации преподавателей. Также считаю достаточно важным повышение качества мониторинга кадровой потребности и аттестации достигнутых результатов. Нельзя забывать и о том, что мало подготовить кадры. Необходимо их в дальнейшем удержать на предприятии. И здесь должны включаться иные механизмы: адаптация, наставничество, мотивация. Это тоже надо реализовывать грамотно и системно, иначе затраченные усилия на подготовку кадров не принесут желаемых результатов. Все эти нюансы решаемы. Думаю, мы двигаемся сейчас в правильном направлении. Самое важное, что проблему подготовки кадров понимают все участники этого процесса. Её обсуждают, ищут лучшие варианты, делают реальные шаги в этом направлении. Если нам удастся сохранить такую же активность и открытость, то в скором будущем на промышленные предприятия будут приходить такие специалисты, которые нам нужны. В чём интерес? – Что необходимо сделать в регионе, чтобы молодёжь стала интересоваться инженерными, рабочими профессиям? Расскажите о своих проектах. – Работа в этом направлении уже идёт. Промышленные предприятия, которые осознают необходимость работы с будущим поколением, уже сейчас взаимодействуют с различными образовательными учреждениями, включая школы, техникумы, вузы. Для молодёжи проводят различные конкурсы, экскурсии, открытые уроки, специальные занятия, тематические меро­приятия, направленные на повышение интереса к инженерным и рабочим профессиям. Надо максимально просто и доступно доносить информацию до учащихся и родителей о перспективах, которые может дать техническое образование. Кстати, такое общение часто выстраивается на различных выставках и форумах. Важно понимать, что система подготовки кадров начинается со школьной скамьи и продолжается после трудоустройства на предприятие. Поэтому нужно развивать систему наставничества, поощрять участие работников в конкурсах проф­мастерства, создавать среду для карьерного роста работника и его самореализации. Если говорить о дальнейших планах, то нужно собрать, проанализировать и распространить положительный опыт отдельных промышленных предприятий и перевести его в системную работу на краевом уровне. Для этого важно организовать площадку для обмена опытом между предприятиями и органами власти. Нужно также услышать мнение молодого поколения, понять его проблемы. Для повышения эффективности работы с молодёжью нужно использовать как живое общение, так и социальные сети. Стоит всесторонне освещать тот факт, что сегодня инженерные и рабочие профессии востребованы. И у молодёжи, выбравшей этот путь, есть хорошие карьерные перспективы. – Надо ли вносить в ближайшее время какие-либо поправки в блок региональных законов, направленных на поддержку промышленных предприятий? – В связи с повышением внимания к индустриальному сектору и формированию ключевых кадровых компетенций, а также в связи с появлением новых механизмов решения данных проблем, думаю, потребуется внесение поправок в региональные законы. Это касается нормативного поля в части регулирования взаимоотношений государства, учебных заведений и промышленных предприятий. Необходимо обеспечить такую систему, чтобы это партнёрство было эффективным, взаимовыгодным, прозрачным и регламентированным. Это, конечно, требует более детальной проработки.

Производство и молодёжь: есть ли точки соприкосновения?
© АиФ Пермь