«Молвест» претендует на «Родной край»
Воронежский холдинг судится с подмосковной компанией за торговый знак Суд по интеллектуальным правам начал рассмотрение иска воронежского переработчика молока — холдинга «Молвест» к подмосковному производителю масла и майонеза ООО «Кохмайстер Рус», одному из партнеров Valio. Холдинг требует досрочно прекратить охрану одного из товарных знаков «Кохмайстера» — «Родной край». Под ним выпускалось сливочное масло, но он мешает «Молвесту» зарегистрировать знак «Молоко родного края» для производства молока с собственных ферм. Эксперты считают, что тяжба «Молвеста» за этот товарный знак может оправдать себя: они указывают на «положительный ассоциативный ряд», который делает указание на «локальность» продукта признаком его высокого качества. В суд по интеллектуальным правам обратилась одна из основных структур воронежского молочного холдинга — АО «Молвест», третьим лицом в деле выступает Роспатент. В иске к «Кохмайстер Рус» «Молвест» требует досрочного прекращения правовой охраны «товарного знака по свидетельству РФ №446720» «вследствие его неиспользования». Судья Наталья Рассомагина назначила дело к производству, следующее заседание должно состояться 28 июня. По данным Роспатента, под этим номером в ноябре 2011 года был зарегистрирован ныне действующий товарный знак «Родной край». Под ним «Кохмайстер» производил растительно-сливочное и сливочное масло жирностью 72,5 и 82,5%. Товарными знаками с аналогичным названием юрлица «Молвеста» сейчас не владеют. Но в базах данных Роспатента числится заявка ЗАО «Молвест» на похожий товарный знак «Молоко родного края», поданная 28 октября 2015 года. Сейчас он формально продолжает находиться на экспертизе. Оба знака входят в один класс товаров Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков — 29-й (в него включены в основном продовольственные товары животного происхождения). Очевидно, товарные знаки могут быть признаны сходными до степени смешения, а Гражданский кодекс РФ разрешает регистрацию только одного из них, хронологически первого. Сейчас молоко «Молвеста» выпускается под брендами «Вкуснотеево», «Нежный возраст» и «Иван Поддубный». «Но оно поступает к нам на переработку и с собственных новых комплексов, и от сторонних производителей, — сказал вчера “Ъ” основатель “Молвеста”, депутат Госдумы Аркадий Пономарев. — А под брендом “Молоко родного края” мы хотим выпускать продукцию только своих ферм». По словам господина Пономарева, другой бренд для этих целей компания будет регистрировать лишь в случае поражения «Молвеста» в суде. В «Кохмайстер Рус» ситуацию предпочли не комментировать. Ответственный сотрудник юридического отдела компании, представившийся Владимиром, заявил, что, пока судебное разбирательство не окончится, он «не может сказать даже одного слова». «Кохмайстер» не объявлял о прекращении выпуска сливочного масла под брендом «Родной край». По собственным данным, компания производит маргарины, спреды, масло сливочно-растительное, майонез, также занимается поставками «тропических масел и жиров специального назначения». Является представителем немецкой Panman Gmbh. Завод «Кохмайстер Рус» также по заказу и под контролем Valio производит масло Viola. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году выручка компании составила 478,14 млн руб., чистая прибыль — 646 тыс. руб. «Молвест» управляет в Воронежской области двумя молочными комплексами (суммарно около 10 тыс. голов дойного стада), а также возводит новые мощности в Аннинском и Верхнемамонском районах региона. Пока эти фермы не могут удовлетворить всю потребность компании в сыром молоке (550 т в сутки перерабатывает только основной актив — молочный комбинат «Воронежский»). Выручка АО «Молвест» (не включает ряд крупных мощностей «Молвеста») в 2015 году составила 14,9 млрд руб., чистая прибыль — 44,1 млн руб. «Судя по всему, в данном деле “Молвест” должен быть признан заинтересованным лицом, — отмечает адвокат Станислав Рывкин. — Правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена в случае его неиспользования в течение любых трех лет после его государственной регистрации. При этом должны быть соблюдены два условия: во-первых, указанный срок должен быть непрерывным, во-вторых, товарный знак не должен был использоваться в течение указанного периода вплоть до подачи в суд иска о досрочном прекращении регистрации». «Местные производители молока обычно используют название региона или населенного пункта, чтобы сразу обозначить качество своей продукции. Например, “Лебедянское” в Черноземье, “Коровка из Кореновки” — на юге России. Положительный ассоциативный ряд в этом случае однозначен — “свежее”, “родное”, — отмечает консультант по стратегическому маркетингу Людмила Утицких. — Маркетинговая политика “Молвеста” — показать, что их продукт от “настоящих коров”, и именно это послание есть на каждой упаковке их бренда «Вкуснотеево». По всей видимости, компания испытывала проблемы с позиционированием и недоверием потребителя, и эта проблема решалась демонстрацией коровы на каждом носителе бренда. А название “Молоко родного края” сразу снимает массу вопросов у потребителя не только для Воронежской области, но и для всей страны. Такой товарный знак — хорошее вложение, которое позволит существенно сэкономить на “разъяснении” своих преимуществ в дальнейшем». Олег Мухин