Власти Москвы тратят миллиарды на социологов и политконсультантов

Как следует из опубликованного во вторник доклада «Трансперенси интернешнл – Россия», с января 2011 г. по июнь 2017 г. 12 московских префектур и 125 районных управ разместили 339 госконтрактов, связанных с проведением социологических исследований, на общую сумму 1,1 млрд руб. Многие из них содержали также задания по информационному сопровождению деятельности органов власти и местного самоуправления, поэтому были проанализированы еще 587 закупок префектур, управ и советов депутатов в сфере информационного обеспечения. Выяснилось, что нередко эти контракты получали те же компании, которые занимались социологическими исследованиями. Всего с 2011 по 2017 г. на эти цели было потрачено 1,2 млрд руб.

Власти Москвы тратят миллиарды на социологов и политконсультантов
© Ведомости

По избирательному законодательству органам власти запрещено вмешиваться в агитацию, поддерживать кого-то из кандидатов, напоминают авторы доклада. Но значительная часть исследованных госконтрактов носит очевидно предвыборный характер и включает в себя техзадание на выявление электоральных предпочтений граждан, мониторинг деятельности кандидатов, оценку избирателями их программ. С 2014 г. подход несколько изменился: конкурсная документация уже не содержала прямого указания на выявление политических взглядов жителей. Сейчас речь чаще идет о выявлении потенциально конфликтных вопросов или об оценке гражданами органов власти по различным направлениям их деятельности. Но почти всегда такие контракты предполагают выявление точек социальной напряженности, организацию информационной кампании, консультационно-организационное сопровождение публичных слушаний. Доступ к этим инструментам получают лишь некоторые политические силы, что создает для них преимущества в политической конкуренции, подчеркивается в докладе.

Видео дня

Эксперты также выяснили, что подавляющее большинство таких опросов проводят компании, хорошо известные на рынке политконсалтинга. Например, ООО «ИМА-консалтинг» в 2014–2016 гг. получило 52 контракта на проведение социологических исследований на 132,6 млн руб. «ИМА-консалтинг» входит в холдинг «Группа ИМА», президентом которого является политтехнолог . Всего группа и аффилированные с ней лица получили за шесть с половиной лет более 400 различныхгосконтрактов на сумму почти 2,5 млрд руб., подсчитали авторы доклада.

Также среди крупных игроков – (ЦПТ), который за это время заключил 61 госконтракт с московскими структурами на 307 млн руб. ЗАО «НИИ социальных систем» получило 54 госконтракта на 737,5 млн руб. Эта компания прекратила существование в августе 2016 г., но в том же году появилось ООО «НИИ СС» с тем же учредителем – Александром Шелухиным, и у него уже четыре госконтракта на 20 млн руб. С Шелухиным связано еще несколько юрлиц, в том числе «Московские информационные технологии», в которых мэрии Москвы принадлежит 51% акций (они получили 25 госконтрактов на информсопровождение органов власти на 250 млн руб.). Большинство крупных участников рынка в качестве постоянных конкурентов на конкурсах и аукционах имеют одни и те же компании, отмечают авторы доклада, – нередко между ними можно проследить связь. «В нарушение действующего законодательства должностные лица и даже целые государственные институты занимаются поддержкой партий и кандидатов, в том числе через систему госзакупок», – резюмируют авторы доклада.

Пресс-секретарь правительства Москвы не ответила ни на звонки, ни на запрос . Гендиректор «ИМА консалтинга» отказался комментировать доклад, получить комментарии «Группы ИМА» также не удалось. По словам президента ЦПТ Игоря Бунина, в том, что они работают с Москвой, «никакого секрета нет»: «ЦПТ – одна из старейших фирм, мы работаем с 1991 г. и делаем честную работу». Проводимые исследования связаны с судьбой Москвы и «политика тут ни при чем», уверяет Бунин.

На самом деле вся система унаследована еще со времен бывшего мэра Москвы , говорит участник рынка: привычные схемы работают и нет смысла менять технических операторов. Структуры, получающие контракты, остались почти те же, что при Лужкове, но организовано все по-другому, при нем «бюджетные деньги в политику старались не вмешивать, в большей степени использовали ресурсы бизнеса», возражает один из политтехнологов. Уровень трат отражает масштаб административного ресурса, который столичные власти применяют на выборах, констатирует сопредседатель движения «Голос» .

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)