Ещё
Вооруженные силы Военно-морской флот , с которым со времен СССР обычно сравнивают флот российский, пополняется новейшими авианосцами и эсминцами. Российским морякам остается с завистью смотреть на заокеанских коллег — отечественная промышленность пока не может воспроизвести в металле разработки конструкторов даже 15-летней давности. Модернизация и ремонт морально и физически устаревших советских надводных кораблей дальней морской зоны — пока единственная возможность поддерживать в боевом состоянии собственный флот. Александр Сладкий Американские судостроители в начале июня передали родным морякам головной атомный авианосец Gerald R. Ford — улучшенную версию действующих авианосцев класса Nimitz. Одна из главных его характеристик — количество самолетовылетов в сутки. Gerald R. Ford на максимальной мощности может запустить в небо 220 самолетов, а предшественники — только 120. , президент США, раскритиковал новинку из-за ее высокой цены. Главе государства не понравилось, что «плавучий аэродром» во время закладки на верфи Newport News Shipbuilding, в ноябре 2009 года, обещали построить за $11,5 млрд, а вышло $12,9 млрд, что почти вдвое дороже стоимости последнего переданного американскому флоту в 2009 году авианосца класса Nimitz — George H. W. Bush. В  тоже не очень довольны 12-процентным ростом стоимости, но все же объяснили причину такой динамики тем, что возникли сложности с новым оборудованием, из-за чего пришлось дорабатывать корабль и перенести его передачу флоту с 2016-го на 2017 год. В частности, военным не очень понравилась новая электромагнитная катапульта, которая позволяет запускать самолеты на 25% чаще, чем с обычной паровой катапультой. На испытаниях в руках военных она работала эффективно, но не долго. Катапульта — одно из важнейших устройств «плавучего аэродрома». Она позволяет американским авианосцам поднимать в воздух самолеты в более широком диапазоне скорости, силы ветра и волнения, чем могут корабли конкурентов. Например, у российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» для запуска воздушных судов используется трамплин, так как петербургский Пролетарский завод так и не смог в свое время создать катапульту для запуска самолетов. И при определенной силе ветра самолеты не могут взлетать с «Кузнецова», а с американского корабля — легко. Трамплин более чем вдвое замедляет запуск самолетов в сравнении с катапультой. Причем у «Кузнецова» три стартовые позиции, и с двух из них самолеты могут взлетать не с полной взлетной массой. Да и самолеты для взлета с трамплина нужны легче и мощнее тех, что взлетают с обычного аэродрома. Все это снижает боевые возможности российского авианосца в сравнении с американским. Применение катапульты нового типа позволило американцам не только повысить эффективность запусков, но и высвободить пространство под палубой, появилось дополнительное место для летательных аппаратов. Основной ударной силой авиакрыла авианосца станут самолеты пятого поколения F-35, и впервые его вооружат боевыми дронами. Gerald R. Ford более автоматизирован, чем предшественники, что позволило сократить экипаж на 900 человек, до 2700, а эксплуатационные расходы — на $4 млрд в год. Авианосец получил новые радиолокационные комплексы, создающие объемную модель поля боя, и все системы корабля, его вооружение в автоматическом режиме реагируют на возникающие угрозы. Более того, после испытаний на него предполагается установить лазерные пушки, которые, по заверениям конструкторов, смогут отбить любую ракетную атаку на корабль. Еще введен новый комплекс автоматической посадки самолетов: авианосец будет сам сажать самолеты на палубу, что исключит промахи пилотов. Более мощная атомная энергетическая установка рассчитана на высокое энергопотребление систем управления и вооружения корабля. Ее срок эксплуатации ограничен 50 годами — это предельный срок службы авианосца. Она разгоняет до 30 узлов (56 км/ч) корабль водоизмещением 98 тыс. тонн, что примерно на 10 тыс. тонн меньше, чем у авианосцев класса Nimitz. В планах США построить еще два таких «плавучих аэродрома» — John F. Kennedy и Enterprise — за $25,2 млрд Годом ранее американский флот обзавелся новым ударным кораблем Zumwalt. Англоязычная пресса отзывалась о нем только в превосходных степенях: «Эсминец будущего». Самый мощный, малозаметный для радаров противника 183-метровый корабль несет на борту 80 крылатых ракет, а его 155-миллиметровая пушка не подпустит врага ближе, чем на 150 км. С таким вооружением он может атаковать и корабли противника, и береговые укрепления. Две газотурбинные силовые установки Rolls-Royce позволят эсминцу водоизмещением 15 тыс. тонн покорять морские просторы с максимальной скоростью 32 узла (60 км/ч). За счет автоматизации управляет кораблем и его вооружением меньший, чем у предшественников, экипаж — 148 человек вместо 380. Стоимость корабля оценивается в $1,4 млрд Плюс $4 млрд составляет стоимость эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла. Всего США планируют пока построить три таких корабля. Уже начались ходовые испытания второго эсминца Michael Monsoor, и заложен третий — Lyndon B. Johnson. А тем временем Россия уже несколько лет готовится к началу строительства отечественного эсминца «Лидер», сопоставимого с американским. Российский корабль хотят вооружить двумя сотнями крылатых ракет. Его проект разрабатывает петербургское Северное проектно-конструкторское бюро. Под перспективный 200-метровый эсминец водоизмещением 14 тыс. тонн хотели расширить производственные возможности петербургской за 26 млрд рублей, но пока никак не получается начать. Неоднократно объявлялись конкурсы по выбору подрядчика, но каждый раз они отменялись под разными предлогами. Хотя главная причина в том, что головная компания судостроительного завода — государственное  — не может найти деньги на модернизацию верфи. В общем, строить эсминец негде, а тем более негде сооружать авианосец, который Россия тоже хочет, но не может производить, так как его длина превышает 300 метров, а ширина — 70 метров. Из-за обострения отношений с  Россия лишилась технической возможности строить даже фрегаты, также предназначенные для ведения боевых действий в дальней морской зоне (свыше 200 морских миль от берега), но менее крупные, чем эсминцы и авианосцы. газотурбостроения «Зоря — Машпроект», изготавливавшее газотурбинные установки для фрегатов, прекратило поставки оборудования на российские верфи. А германская компания MTU отказалась поставлять дизельные двигатели для корветов — это уже корабли прибрежной морской зоны (до 200 миль от берега). Но германским дизелям нашли замену внутри страны, на . Правда, с его двигателями можно строить только корветы предыдущего проекта (20380), а не нового (20385). Программа по строительству восьми корветов и девяти фрегатов на общую сумму 227 млрд рублей сорвана. Петербургская Северная верфь и калининградский «Янтарь» ждут, когда рыбинское научится делать газотурбинные установки, чтобы достроить заложенные в 2011-2013 годах корабли. Недавно вновь построенный на «Сатурне» испытательный стенд для морских энергетических установок продемонстрировали президенту РФ  и пообещали наладить выпуск готовой продукции к 2019 году. А петербургское уже даже изготовило первый редуктор, который будет совмещаться с российскими газотурбинными установками. Впрочем, новые энергетические установки не к спеху. Российские судостроители все никак не могут передать военным новейший, по российским меркам, 135-метровый фрегат с управляемыми ракетами «Адмирал флота Советского Союза Горшков» водоизмещением 5,4 тыс. тонн. Строительство головного корабля началось на Северной верфи в 2006 году, а флоту собирались его передать в 2011 году, но с тех пор сдача регулярно откладывается. Хотя газотурбинные установки на него успели получить и поставить еще до введения санкций. Проблемы возникли сначала с артиллерийской установкой, а потом новый зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут», производства корпорации «Алмаз-Антей», отказался поражать цели, что делает корабль беззащитным от атак с воздуха. Сейчас фрегат завершает госиспытания, очередной срок передачи его флоту намечен на июль 2017 года. Хотя замминистра обороны уже высказал опасения, что сроки могут сдвинуться вновь из-за . Но на Северной верфи надеются, что на этот раз передача состоится. «Фрегат прошел за испытания не менее 45 тыс. миль. Я уже несколько раз отмечал, что Северная верфь обязательства перед заказчиком выполнила, и сроки строительства затянулись не по нашей вине. Сейчас на фрегате продолжаются испытания новейшего вооружения, не имеющего мировых аналогов. Не все получается идеально, поэтому и происходят досадные задержки. Но эта ситуация достаточно распространенная в мировом судостроении. Опытные разработки одинаково нуждаются в отладке, независимо от географии строительства корабля. Переносы сроков бывают и у американцев, и у французов — у всех, кто работает на оборону», — заявил , генеральный директор Северной верфи. Новая госпрограмма вооружений (ГПВ) серьезно сокращена в части военно-морского флота — как по причине технологической отсталости промышленности, не отвечающей запросам современных военно-морских сил, так и из-за дефицита финансовых ресурсов. В частности, эсминец «Лидер» отложили на неопределенный срок. Похоже, что  решило воздержаться от строительства кораблей по новым проектам, с большим количеством новаций, чтобы не получить очередной долгострой. Лучше строить проверенные корабли по отработанным технологиям. Незадолго до утверждения новой ГПВ глава Минобороны заявил: российскому ВМФ в основном нужны фрегаты. «В ближайшей перспективе многоцелевые фрегаты, оснащенные высокоточным оружием большой дальности, должны стать основными боевыми кораблями ВМФ», — сказал министр. Такой поворот объясняется опытом, извлеченным Россией из военной операции в , когда российские корабли и подводные лодки с большого расстояния обстреливали ракетами «Калибр» объекты боевиков. То есть главная задача ВМФ — доставка ракет к месту нанесения ударов по береговым объектам противника. Однако и новые фрегаты флот сможет заказать не скоро. «Раньше 2021 года Минобороны заказывать фрегаты вряд ли будет, так как „Сатурну“ потребуется примерно два года, чтобы удовлетворить потребность верфей в газотурбинных установках по уже заложенным кораблям», — полагает заместитель директора . Вот и остается российскому флоту обходиться модернизацией крупных боевых кораблей, предназначенных для войны вдали от родных берегов, спроектированных и заложенных еще в СССР. В сентябре на одном из судоремонтных заводов в  планируется начать модернизацию единственного в России 26-летнего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проекта 11143.5-6 «Кречет», заложенного в сентябре 1982 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и переданного флоту в январе 1991 года. Того самого, который осенью 2016-го ходил бомбить Сирию в сопровождении шлейфа густого черного дыма, как у броненосцев начала прошлого столетия. Стоимость модернизации 306-метрового авианесущего крейсера водоизмещением 61 тыс. тонн пока окончательно не определена. Первоначально называлась сумма в 20 млрд рублей: хотели отремонтировать главную энергетическую установку, чтобы крейсер не коптил. На «Кузнецове» стоит атавизм советского судостроения — всеядная котлотурбинная энергетическая установка, способная переваривать низкосортные мазуты, отходы нефтепереработки, пылеугольно-мазутные смеси и уголь. Позже ведомство решило не ограничиваться заменой пришедших в негодность котлов и модернизировать взлетно-посадочный комплекс, установить новую боевую информационно-управляющую систему «Сигма», а также обновить средства ПВО. Предполагается вооружить авианосец морской версией зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С» и новой зенитной ракетной системой средней дальности с большим боекомплектом зенитных управляемых ракет. Все это уже потянуло на 50 млрд рублей, или $834 млн Ремонт и модернизация для ВМС Индии точно такого же крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (переименованного в «Викрамадитья») обошлись примерно в $2,3 млрд К этой отметке стремится и цена модернизации «Кузнецова». Уже появилась новая идея: вместо устаревшего ракетного комплекса «Гранит» поставить более современный «Калибр», а это уже потребует срезать половину корпуса корабля. «Затем они захотят перестроить ангары для самолетов, чтобы разместить более крупные современные самолеты — а такая модернизация по объему трудозатрат уже будет сопоставима по стоимости со строительством нового корабля», — говорит собеседник BG в отрасли. Если аппетиты Министерства обороны и смета на модернизацию продолжат расти такими же темпами, не исключено, что Россия и вовсе откажется от авианесущих кораблей из-за ухудшения экономической ситуации и смещения приоритетов в пользу фрегатов. За 50 млрд рублей можно получить два новых фрегата вместо одного морально устаревшего авианосца, который в мировом океане на фоне 11 более эффективных авианосцев США выглядит бледно.
Мошенники незаметно вовлекают в крайне опасную схему
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео