Российские верфи тянутся к "Лидеру"
Северный морской путь Планы руководства РФ и крупнейших добывающих компаний по развитию Арктики -- как в военном, так и в экономическом аспектах -- сформировали потребность в новых технических средствах. В первую очередь -- в военных и гражданских ледоколах, способных прокладывать путь во льдах к объектам будущей инфраструктуры. Самыми мощными строящимися судами для освоения Арктики в настоящее время являются три атомных ледокола проекта 22220, сооружением которых занимается Балтийский завод по заказу "Росатома". Их мощность составит 60 МВт. Но самый амбициозный судостроительный проект сегодня -- разрабатываемый Крыловским ГНЦ ледокол "Лидер" мощностью 110 МВт. По окончании работы над техническим проектом между российскими верфями разгорится настоящая битва за право строительства судна стоимость 70 млрд рублей. Среди претендентов -- заводы Петербурга, Крыма и Дальнего Востока. Дмитрий Матвеев Больше, мощнее, дороже Мощность атомного ледокола проекта 10510 "Лидер", по сообщениям разработчиков концепции и потенциальных строителей судна, может составить 110-130 МВт, длина -- около 200 метров, ширина -- около 50 метров, осадка -- около 13 метров. Предполагается, что ледокол сможет проходить лед толщиной более четырех метров, автономность судна по запасам провизии составит восемь месяцев, а срок эксплуатации будет рассчитан на 40 лет. Ледокол планируется оборудовать силовой установкой с двумя реакторами типа РИТМ-400. Среди проектировщиков ледокола и его узлов -- ЦКБ "Айсберг", Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) и ОКБМ "Африкантов". Для сравнения, длина атомоходов проекта 22220 составляет 173,3 метра, ширина -- 34 метра, осадка -- 10,5 метра. Ледоколы оснащены реакторами "Ритм-200" и могут преодолевать лет толщиной около трех метров. Основное назначение ледокола "Лидер" -- круглогодичная работа на трассе Северного морского пути. Предполагается, что новый ледокол сможет проводить суда дедвейтом около 200 тыс. тонн, а время проводки составит не более восьми суток. Экс-глава "Росатома", первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко отмечал, что ледокол "Лидер" нужен, в том числе, и для выполнения "специальных задач", однако не уточнял, о каких именно задачах идет речь. По его словам, такой ледокол "сможет гарантировать приоритет России в Арктике на долгие годы вперед". Судостроители, проектировщики и потенциальный заказчик при этом по-разному оценивают сроки строительства "Лидера". Так, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, строительство ледокола может начаться в конце 2018 года и занять три с половиной года. Советник генерального директора КГНЦ Валерий Половинкин отмечал, что строительство головного ледокола "Лидер" займет не менее семи-восьми лет. Заместитель генерального директора "Росатома" Станислав Головинский сообщал, что до конца 2018 года планируется разработать только технический проект ледокола. Общая стоимость строительства оценивается в сумму около 70 млрд рублей. Параллельное развитие Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в конце марта заявил, что решение о начале строительства "Лидера" может быть принято в ближайшее время в связи с прогнозом по интенсивному развитию навигации на Северном морском пути. По его словам, строящиеся ледоколы мощностью 60 МВт будут замещать выбывающие суда. При этом он выразил сомнение в том, что трех ледоколов будет достаточно для Северного морского пути. Вице-премьер тогда допустил вероятность, что потребуется либо большее количество ледоколов проекта 60 МВт, либо переход к проекту "Лидер". Бывший глава "Росатома" между тем отмечал, что сворачивать серию 22220 не планируется, а развитие проекта "Лидер" будет идти параллельно. Участники судостроительного рынка считают, что главный вопрос в деле строительства нового ледокола -- финансирование. При ориентировочной стоимости "Лидера" около 70 млрд рублей ледокол проекта 22220 стоит около 40 млрд рублей, при этом речь идет уже о серийном строительстве. Сроки сооружения даже 60-мегаваттных ледоколов несколько раз корректировались, поэтому оценить реальные временные перспективы по строительству головного "Лидера" весьма трудно. Кроме того, существует еще один проект -- трехкорпусного ледокола-тримарана, разработанный КГНЦ, реализация которого теоретически может быть дешевле "Лидера". Такой ледокол будет способен прокладывать ледовый канал шириной более 60 метров, его мощность составит 60 МВт. Разработка представляет собой тримаран с основным корпусом и двумя боковыми, в каждом из корпусов размещены двигатели и гребные винты. Однако новых данных по развитию этого проекта пока нет. Где строить В качестве потенциальной площадки для строительства "Лидера" назывался целый ряд верфей -- от Петербурга до Владивостока. Вице-президент ОСК Евгений Загородний в конце 2016 года сообщал, что вопрос о выборе площадки для строительства "Лидера" остается открытым: это могут быть Балтийский завод или Северная верфь при условии их модернизации. При этом он подчеркивал, что ледокол в любом случае планируется строить на российских верфях. Между тем, как отмечалось выше, Балтийский завод и так испытывает ряд трудностей со сдачей ледоколов проекта 22220, а генеральный директор предприятия Алексей Кадилов говорил о том, что "Росатом" хочет получить "Лидер" в 2023 году. На Северной верфи пока отсутствуют подходящие мощности для строительства столь мощного и крупногабаритного ледокола, но завод планирует масштабный проект реконструкции. В конце марта заводом был объявлен тендер на первый ее этап. В рамках этого этапа планируется построить стапельные площадки с эллингом, крановым оборудованием для сборки корпусов судов длиной до 250 метров и весом до 25 тыс. тонн, производственные и вспомогательные здания, объекты энергетической инфраструктуры, а также дооборудовать западный причал. По документам конкурса, работы планировалось завершить в декабре 2018 года, но в конце апреля ФАС аннулировала тендер. Теперь завод вынужден перезапустить процедуру выбора подрядчика, что может отразиться на сроках строительства. Помимо Северной верфи и Балтийского завода, в числе потенциальных исполнителей заказа фигурировали предприятия в Крыму и на Дальнем Востоке. Так, о планах получить заказ на создание атомохода в конце апреля заявил керченский судостроительный завод "Залив", подконтрольный Зеленодольскому заводу имени Горького. "Для завода "Залив" получение этого проекта в качестве потенциального заказа представляет огромный интерес, к тому же планы руководства завода вернуть в Керчь строительство атомных судов -- цели, оправданные имеющимся опытом и производственным потенциалом, аналога которому на данный момент нет ни на одном судостроительном заводе России", -- отмечалось в сообщении. При этом "Залив" рассчитывает, что работа по подготовке техпроекта "Лидера" будет завершена уже до конца текущего года, после чего завод получит входные данные, под которые будет оформлять необходимую лицензию. Между тем, по словам главного инженера судозавода Алексея Иванова, нужно провести большую работу по подготовке производства "Залива" для строительства "Лидера". К настоящему времени на верфи возобновлена работа отдела ядерной безопасности, планируется создание участка агрегатирования (создания машин из стандартных, унифицированных узлов). В рамках подготовки к строительству "Лидера" завод планирует привлечь ряд технических экспертов, которые дадут необходимые консультации по разработке возможных вариантов постройки, а также организации технических мероприятий для оптимизации процесса подготовки. Примерные сроки постройки ледокола и необходимый для этого объем финансирования завод не называл. "Залив" создан в 1938 году, а основной производственный актив предприятия -- сухой док длиной 360 метров, шириной 60 метров и глубиной 13 метров -- один из крупнейших в Европе. В числе потенциальных площадок назывался и судостроительный комплекс "Звезда", который создается в Приморье на базе одноименного завода при участии "Роснефтегаза", "Роснефти" и Газпромбанка. Проект предполагает, в том числе, создание мощностей для производства крупнотоннажных судов и морской техники, в частности -- судов водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементов морских платформ и судов ледового класса.