Аномальная погода в РФ может побудить к запуску погодных биржевых инструментов
Аномальная погода в России может подтолкнуть к запуску погодных биржевых инструментов, например, фьючерсов и опционов на основе температурных индексов, значения которых рассчитываются на базе данных Гидрометцентра, полагают участники российского финансового рынка. Однако запуск таких деривативов может состояться не раньше, чем в следующем году и при наличии участников, принимающих на себя риск изменения цены биржевого инструмента в зависимости от реализации или нереализации температурного прогноза, то есть хеджеров, а не только спекулянтов на срочном рынке, рассказали эксперты в беседе с агентством "Прайм". Начало лета 2017 года отметилось в Европейской части России неожиданными холодами: в Москве 15 июня погода соответствовала обычным показателям конца апреля, на юге страны шли ливни, в Мурманской области в конце июня прошел снегопад. При этом на юге Сибири стояла редкая жара, приведшая в некоторых местах к засухе и лесным пожарам.
Управление погодными рисками
Фьючерс на погоду рассматривался и разрабатывался в рамках развития биржи РТС еще в 2004-2006 годах, напоминает член совета директоров Санкт-Петербургской биржи, президент НП РТС Роман Горюнов. При этом специалисты биржи РТС плотно контактировали со специалистами Гидрометцентра в плане выбора "базы" для этого фьючерса - где брать данные, как их фиксировать и так далее, рассказывает он. "Естественно, необходимо было выбрать такую базу и фиксацию на ней точной температуры, чтобы ни у кого из участников рынка не вызывало сомнений в их полной достоверности. Это была одна из проблем при разработке фьючерсного контракта по погоду, которая была, в конечном счете, успешно решена", - комментирует ситуацию эксперт. Он отмечает, что наш российский срочный рынок был готов к запуску погодных инструментов и тогда, и сейчас, и имеющиеся технологии позволяют это сделать без проблем. "Аномальная погода в России в текущем году может подтолкнуть рынок к запуску в будущем периоде погодных производных финансовых инструментов", - заявил начальник управления интернет-трейдинга "Открытие Брокер" Александр Дубров. "К сожалению, "завтра" запустить контракты на погоду не получится", - говорит Дубров. "Мне кажется при выделении должного количества ресурсов, к следующей весне запустить контракт вполне реалистично", - добавляет он.
Основные потребители продуктов
Поскольку основными потребителями такого продукта могут быть сельхозпроизводители и страховые компании, которые их риски страхуют, то оптимальным был бы какой-то индекс на несколько параметров таких как температура, осадки, возможно что-то еще, отмечает Дубров из "Открытие Брокер". Тут надо поговорить с представителями реального сектора экономики, от каких именно параметров они сильнее всего зависят при планировании урожая, предлагает эксперт. По мнению Михаила Крылова из "Golden Hills - КапиталЪ АМ", оборотов сельхозкомпаний может хватить для поддержания ликвидности фьючерсов на погоду, хотя на такую экзотику на бирже обычно смотрят скептически, и помочь могут разве что объемы российских страховых групп. "Мне кажется, страховщики могут обратить внимание на инструмент, при должном количестве у них в клиентах сельхозпроизводителей. Основная отрасль-потребитель, конечно, сельское хозяйство и страховые компании, которые их обслуживают", - полагает Дубров. С точки зрения Крылова, создание погодных инструментов не первостепенная задача рынка, однако если у брокеров будет вид на массовую розницу таких фьючерсов, а страховщиков сделать основными маркетмейкерами данного продукта, то со временем у них получится не только извлечь выгоду из прогнозов гидрометеобюро, но и защитить сельхозпроизводителей от капризов погоды. Главное, чтобы это не повлияло на точность данных метеонаблюдения, и для этого можно заложить в систему обязательную перестраховку самих маркетмейкеров от того, что будут сбываться прогнозы, на которые ориентируется покупатель такого фьючерса, замечает он. "Обычно торги фьючерсами на погоду начинаются тогда, когда ее еще рано прогнозировать, и это помогает избежать асимметрии информации. Продавцы такой страховки заинтересованы в этом продукте не потому, что покупатели мало информированы, а потому что сельхозпроизводители и транспортные компании, электросетевые и строители хеджируются от худшего варианта, который сбывается не так часто. Зато когда он сбывается, страховщику приходится возмещать огромные затраты, соответственно, погоду нужно будет детально оценивать в монетарном выражении", - комментирует аналитик. На взгляд Дубова, маркетмейкерами, в первую очередь, могут стать финансовые институты: брокеры, их клиенты и дилеры, так как для реального сектора такая работа не свойственна и подходящей инфраструктуры у них нет.
Хеджеры и спекулянты
По мнению участников рынка, одна из основных проблем запуска погодных инструментов на российском рынке – недостаток хеджеров при наличии спекулятивного капитала, который может принести на рынок ликвидность. Горюнов указывает, что сам по себе контракт на погоду не такой простой, как допустим, контракты на валюту, нефть или кукурузу. Последние относятся к контрактам прямого хеджирования, например, кто-то выращивает кукурузу и хеджируется контрактом на кукурузу, добывает нефть и хеджируется контрактом на нефть. "Фьючерс на погоду имеет косвенное отношение к сельскохозяйственной деятельности (прежде всего) и поэтому стоимость хеджа через этот фьючерс весьма сложно рассчитать. Об этом свидетельствует и опыт использования этих фьючерсов (и опционов) на гораздо более развитом рынке ПФИ - на рынке США, а именно в Чикаго на биржах группы CME", - обращает внимание он. Российская практика ведения сельскохозяйственной деятельности очень далека от использования производных финансовых инструментов (ПФИ) в качестве страхования ценовых рисков. Если нефтяная отрасль активно использует ПФИ на нефть и валюту для хеджа, то сельхозпроизводителей на срочный рынок "затащить" до сих пор не удалось и отсюда перспективы развития подобных инструментов пока явно негативны, считает он. Директор по инвестициям в "ТКБ Инвестмент Партнерс" Владимир Цупров к запуску погодных фьючерсов и вовсе относится скептически. "Будет ли интерес – трудно сказать, мне кажется фьючерс на биткоин или результат сборной РФ по футболу – более перспективные", - считает он. "В заключение, еще раз хочу отметить, что технологическое состояние российского финансового рынка и срочного рынка в частности позволяет в достаточно короткие сроки реализовать любые идеи и запустить все необходимые для этого инструменты. Но проблема кроется не в недостаточном развитии рынка ПФИ, а в общих условиях ведения бизнеса в России", - говорит Горюнов.