Ещё
Кремль резко ответил Киеву
Кремль резко ответил Киеву
Экономика
Газ и фейки: Украина обвинила Россию в шантаже
Газ и фейки: Украина обвинила Россию в шантаже
Экономика
«Нафтогаз» прокомментировал рекомендации ЕК по газу
«Нафтогаз» прокомментировал рекомендации ЕК по газу
Экономика
Россиянам напомнили о выгодах в старости
Россиянам напомнили о выгодах в старости
Личный счет

Бой с тенью: «социально-безответственный» алтайский бизнес попал под прицел 

Бой с тенью: «социально-безответственный» алтайский бизнес попал под прицел
Фото: ИА Regnum
Число торговых центров в  и внушительный автопарк стоящих возле них «люксовых» иномарок, как-то не вяжется с уровнем заработной платы в . Ее средний размер, если верить статистикам, растет (хоть и понемногу) но по-прежнему не превышает 22 тысяч рублей. А вот миллиардеров, по итогам декларационной кампании 2017 года, в регионе стало больше на целых три человека (по последним данным, миллиардный доход задекларировали четыре жителя Алтайского края, тогда, как в 2016 году был всего один).
Читайте также: В Алтайском крае зарегистрирован рост заработной платы
Понятно, что перекосы в экономике и социальное расслоение являются в общем-то общероссийский тенденцией. И все-же, судя по тому, что за последние дни руководители обеих ветвей власти Алтайского края публично обозначили проблему теневого сектора, можно предположить, что: во-первых, она получила ярко выраженные региональные особенности, а во-вторых — требует принятия каких-то конкретных решений.
«Проблема не только Алтайского края»
«Вопрос о теневом секторе — достаточно непростой, на то этот сектор и теневой. И только по числу торговых центров или дорогих машин сложно установить его масштабы. Хотя у меня у самого возникают порой такие вопросы, тем более, я бываю в других городах и вижу, что по крайней мере «на глаз» мы по числу дорогих автомобилей не уступаем соседям. Также задекларированные миллиардные доходы трёх жителей края — сами по себе не являются точным показателем социального расслоения. Кроме того, заработная плата составляет лишь часть денежных доходов населения, среди которых также есть и социальные выплаты — практически сопоставимые по объему с оплатой труда, и доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности.
Надо понимать, что сегодня в крае определённая категория граждан является самозанятой, и наблюдение за их деятельностью статистическими методами представляется затруднительным. Полагаю, что высокий уровень теневой экономики — это проблема не только Алтайского края, но и всей . Приводятся разные цифры и оценки, я не буду их называть, отмечу лишь, что среди отраслей, в наибольшей степени, находящейся в «тени», эксперты выделяют не только сельское хозяйство, но и торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, строительство. Действительно, принято считать, что в сельском хозяйстве высокий уровень неформальной экономики, но это связано еще и с тем, что у нас значительная часть сельхозпродукции производится в личных подсобных хозяйствах», — заявил в ответе на вопрос ИА REGNUM в ходе состоявшейся накануне прямой линии председатель Алтайского краевого законодательного Собрания .
И все-же, по самым приблизительным данным, доля теневого оборота только зерновых в Алтайском крае составляет не менее миллиарда рублей. В таком случае, сколько же укрывают в отраслях, обозначенных Александром Романенко, а также других?
Уворованная земля и свинина на антибиотиках
По мнениюгенерального директора ООО Альянс-Агро, руководителя группы «Аграрный бизнес» ОНФ в Алтайском крае Александра Босяка, теневой бизнес вреден уже тем, что давит на легальный финансово.
«Затраты у него меньше, налоги — укрыты. Поэтому, чтобы конкурировать с ним, нужно стать таким же», — подчеркнул аграрий.
За примерами нелегального бизнеса «далеко» ходить не пришлось. В одном из сел Топчихинского района Алтайского края корреспонденту ИА REGNUM рассказали о предприимчивом фермере, который держит целый «табун» поросят на частном подворье, расположенном в центре этого населенного пункта. Местные весьма раздосадованы не только тем обстоятельством, что далеко не приятный запах от свинарника разноситься на всю округу, но и тем, что вынуждены теперь продавать перекупщикам за бесценок свою мясную продукцию. Взращенная на зерне и овощах свинина оказалась слабым конкурентом. Дело в том, что владелец объекта постоянной вони с центре села сбывает мясо по дешевке. И он может себе это позволить, поскольку ранее весьма щедро сдабривал своих хрюшек антибиотиками, от которых те росли, как на дрожжах.
«Мяса больше, расходов гораздо меньше. А качество мяса и безопасность его не волнует, только прибыль», — выразил сожаление односельчанин Георгий.
Не менее ушлым представляется и барнаульский «предприниматель», который вложил появившиеся свободные деньги в покупку оборудования для фасовки сыпучих химикатов и пленку с логотипом известного стирального порошка. Нетрудно догадаться, что сбывалась такая смесь подальше от производства, в отдаленных сельских магазинах.
А о примерах теневого бизнеса, связанного с самовольным захватом земли даже власти Барнаула недавно открыто говорили.
Читайте также: Власти Барнаула объявили войну незаконному строительству
Кстати, доподлинно не известно, относится ли к таковым история с полями компании «Эвалар» в , где выращиваются разные лекарственные растения для БАДов, но, судя по сведениям , «у ЗАО „Эвалар“ каких-либо полей для выращивания растительного сырья для производства БАДов нет».
Об этом сказано в ответе на запрос ИА REGNUM за подписью заместителя руководителя Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю Натальи Борисюк. По ее словам, об отсутствии полей свидетельствует плановая проверка 2014 года, а также — внеплановые, проведенные в период 2015—2016 года.
Странно, но эта официальная информация опровергает очевидное, а именно — видеосюжет об этих полях, показанный в эфире Бийского телевидения в августе 2016 года. На кадрах можно лицезреть агронома фармкомпании Александра Шарыкина, который стоя по пояс в гречихе, рассказывает, что эту культуру, наряду с артишоком, «Эвалар» тоже выращивает в Бийске для производства БАДов.
Напомним, интерес к теме возник в связи с появившейся информацией о том, что продукция «Эвалара» может произрастать на почве, зараженной опасными химическими соединениями, оставшимися после испытаний ракетного топлива на полигоне бывшего оборонного предприятия «Полиэкс». Стало интересно, коли полей нет, а видеосюжет Байского телевидения с этих полей — есть, то что-же имеется в действительности?
Еще она «странность» с бизнесом на БАДах обнаружилась в 2016 году: ни таможня, ни  так и не смогли пояснить ИА REGNUM, как удалось задекларировать и провезти в Бийск растительное сырье из страны, которая утратила право поставлять в Россию растения еще с 2014 года.
Читайте также: Гомеопатия, БАДы и лженаука: как бизнес наживается на внушаемых пациентах
Впрочем, внушительные штрафы и взыскания от контролирующих и надзорных органов и ранее не особо беспокоили фирму с миллиардными объемами продаж. С конца 2016 года ее владельцев охватил политический азарт и купленный по случаю информационный холдинг «Сибирская медиагруппа» «заряжен на „окошмаривание“ всего и вся в Алтайском крае.
Читайте также: Сын „олигархессы“ метит в губернаторы Алтайского края
Социально безответственный бизнес
Впрочем, главу Алтайского края , который на днях в программе „Встречи с губернатором“ тоже высказался о теневом бизнесе, беспокоит вовсе не подобные истории, а проблема задолженности по уплате налогов, в том числе — просроченной.
По его словам, с начала года в регионе хоть и наблюдается устойчивый рост доходов в краевой бюджет (103% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) но предельно возможным он не является.
»Есть также вопрос в отношении недобросовестных налогоплательщиков, представителей крупного бизнеса, применяющих схемы оптимизации при уплате налога на прибыль и при этом громко заявляющих в медийном пространстве о своей социальной ответственности», — заявил глава края, подчеркнув при этом, что он располагает данными «о том, что отдельные налогоплательщики применяют схемы оптимизации, которые позволяют платить налог на прибыль в меньшем объеме, чем они могли бы это делать».
Поясняя о чем речь, Александр Карлин, не называя конкретных имен, отметил, что «некоторые наши крупные налогоплательщики непомерно большое количество ресурсов направляют на рекламную составляющую — до четверти всех доходов бизнеса».
«Иногда такие расходы исчисляются миллиардами рублей. При этом количество средств, указываемых предприятием по данной статье, не совпадает с тем, которое получают конкретные медийные компании, занимающиеся рекламой. Какая-то часть этого ресурса по пути теряется. Если не использовать схему оптимизации, то доля этих средств должна быть показана как прибыль с соответствующе