Рынок стрит-ритейла пошел в рост Первое полугодие 2017 года в Санкт-Петербурге принесло оживление на рынке стрит-ритейла. Спрос на помещения вырос, констатируют эксперты. Драйверами роста выступили в основном заведения общепита, продуктовые сети, аптеки, банки, промтоварные магазины люксового сегмента. Эксперты констатируют существенное сокращение вакансий на подавляющем числе крупных торговых улиц. По мнению специалистов компании A2Retail, к наиболее крупным сделкам, в ходе которых были арендованы помещения в сегменте стрит-ритейла в первом полугодии 2017 года, относятся следующие: супермаркет "Лэнд" арендовал 2,7 тыс. кв. м в ТК "Пассаж" на Невском проспекте, 48; супермаркет "Перекресток" арендовал около 2 тыс. кв. м в ТК "Перинные ряды" на Думской улице, 4; ресторан "Сыроварня" арендовал 1 тыс. кв. м на Ковенском переулке, 5. Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает: "Стоит выделить несколько знаковых для рынка событий, таких как открытие бутика Escada и анонсирование бутика Dior на Старо-Невском проспекте". Генеральный директор компании А2Retail Ольга Аткачис говорит: "Заведения общепита в 2017 году развивались в нескольких форматах: рестораны полного цикла, пивные рестораны, фастфуд, столовые, кафе, пекарни и кондитерские. Все они выражали интерес к развитию как в исторической центральной части Петербурга, так и в основных торговых коридорах города и спальных районах недалеко от метро. Ставки аренды при этом составляли минимум 1,5-2,5 тыс. рублей в месяц за квадратный метр, максимум 3,5-6 тыс. рублей". Fashion-сегмент премиального уровня выказал повышенный интерес к локациям, обладающим значимыми преимуществами. Так, зона бутиков на Старо-Невском проспекте постепенно обретает былую популярность, привлекая арендаторов выгодными условиями -- величиной ставок и обширным выбором площадей. Говоря о сроках, госпожа Аткачис подчеркивает тот факт, что большинство крупных ритейлеров нацелено на долгосрочное сотрудничество. Арендодатели соглашаются на заключение контрактов на пять-семь или десять лет, но только при условии ежегодной индексации, которая составляет 5-10%. Также стороны нередко идут по иному пути и договариваются о выплате процента от товарооборота (от 4-8 до 8-12%). По словам Романа Шимана, руководителя департамента коммерческой недвижимости Е3 Group, в первом полугодии доля свободных площадей уменьшилась на 6%, а число открывшихся объектов на 16% превысило число ушедших. Безусловным лидером является Каменноостровский проспект, где уровень вакансий снизился с 6,3 до 2,8%", -- говорит он. Марина Пузанова, руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St. Petersburg, отмечает, что в первом полугодии появились запросы на развитие магазинов от крупных поставщиков продуктов как широкого профиля, так и узкоспециализированных, например, на алкоголе, мясе, сырах. "Они стали открывать розничные магазины. Кто-то открывает единичные точки для частных клиентов, которые покупают большими опциями дорогостоящий продукт, например, вина. Для таких клиентов ищут интересные и удобные локации, чтобы они приезжали не на базу, а в красивый магазин. Кто-то видит возможности для себя в открытии больших сетей. Например, осенью на Ленинском проспекте открылся магазин "Щедрый" от крупного поставщика продуктов, который далее планирует инвестировать в развитие этой сети. С одной стороны, у таких компаний есть преимущества, как поставщики продукции для других сетей они могут оставить часть ассортимента эксклюзивно для себя, и в дальнейшем привлекать этим клиентов. С другой стороны, есть и минусы: у таких игроков выбор точек меньше, и они вынуждены больше платить за аренду помещения. И, конечно, розничный бизнес -- отдельный. Как показывает практика, не у всех получилось его развивать. Одна из причин развития поставщиков в новом для себя сегменте еще и в том, что традиционные розничные сети уже где-то превышают свой антимонопольный предел и вынуждены притормозить свою экспансию", -- рассуждает госпожа Пузанова Госпожа Пузанова подтверждает слова коллег об активизации рынка стрит-ритейла: арендаторы заинтересованы в поиске помещений. "Востребованы хорошие локации, срок экспозиции качественных помещений сокращается. Хорошие дорогие бренды продолжают выходить на рынок Петербурга, что показывает интерес к покупательной способности, которая подогревается сейчас уже не только туризмом, но и местным спросом. По всем тенденциям рынка люди немного расслабились и стали тратить чуть больше", -- говорит она. Мария Таранова, ведущий специалист по аналитике и консалтингу ООО "Первое ипотечное агентство", одной из основных тенденций считает активное развитие рынка стрит-ритейла в спальных районах, таких как Кудрово и Девяткино. "В основном первые этажи ЖК строятся изначально коммерческими, сейчас они активно заполняются арендаторами. Ставки аренды на улицах с высоким пешеходным трафиком здесь (дорога от метро либо от остановок общественного транспорта до дома) могут достигать 1,5-2 тыс. рублей в месяц за квадратный метр. Если ранее в новых районах в сданных домах наблюдалась пустующая коммерция, то сейчас заполнение арендаторами идет более активно", -- рассказала она. Дарья Бондарева, Роман Русаков

Уличное оживление
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге