«Если люди придут – мы не сможем их пролечить». Почему уральские больницы накопили миллиардный долг

Проблема просроченной кредиторской задолженности объектов здравоохранения существует не первый год. На сегодняшний день сумма общего долга достигает почти миллиарда рублей. Появилась она, когда начался переход на одноканальную систему финансирования (ТФОМС). Сейчас заработок объектов здравоохранения фактически зависит только от денег, которые выделяются фондом обязательного медицинского страхования. Расчет производится по такой схеме: поликлиники и станции скорой медицинской помощи получают средства за количество обслуживаемых людей. Соответственно заработок этих объектов зависит от размеров территории, которую они "охватывают". За каждого пациента, например, прикрепленного к поликлиннике, организация получает 215 рублей в месяц. Финансирование стационаров проходит по другой схеме: зависит от количества оказываемых услуг и от сложности вылеченного заболевания. Так, например, лечение инфаркта будет стоить от 80 до 90 тысяч рублей, туберкулеза — около 15 тысяч рублей, имплантация эндопротеза в травматологии — 130 тысяч рублей, восстановление одного новорожденного пациента с крайне низкой массой тела – примерно 300 тысяч рублей, столько же — проведение лекарственной химиотерапии пациенту со злокачественным новообразованием. Но зарабатываемых денег объектам здравоохранения не хватает. Нормативы не меняются, а цены на лекарства и продукты (пациентов в больницах нужно не только лечить, но и кормить) растут. Львиная доля расходов приходится на выплату заработной платы сотрудникам, оплату коммунальных услуг и налогов, в том числе на землю. Объекты здравоохранения экономят как могут. Сотрудник одной из поликлиник Свердловской области в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» признался, что учреждению пришлось существенно сократить планы на дневной стационар. «Если даже люди придут –мы не сможем их пролечить», - сообщил источник корреспонденту «ФедералПресс». Основные расходы Самой большой статьей расходов любой уральской больницы являются зарплаты персонала. В среднем врачи зарабатывают около 55 тысяч рублей, средний медицинский персонал — 28 тысяч рублей, младший медицинский персонал — 18 тысяч рублей. «Это выше, чем во всех субъектах УрФО (кроме ХМАО и ЯНАО), а также выше, чем в других, сопоставимых по численности и половозрастному составу субъектах РФ (например, Перми и Башкирии)», - рассказала корреспонденту «ФедералПресс» пресс-секретарь ТФОМС Свердловской области Елена Денисламова. Сейчас задолженностей перед персоналом уральских государственных медучреждений нет. Однако, специалисты многих государственных объектов здравоохранения жаловались, что еще год назад в рамках экономии средств их заставляли брать отпуск, также сокращалось количество отработанных в месяце смен. При этом нагрузка на оставшийся на смене персонал, разумеется, увеличивалась. Второй по объему статьей расходов уральских больниц является оплата счетов на коммунальные услуги и налоги. Особенно страдают от коммунального бремя объекты здравоохранения, расположенные в поселках. Дело в том, что многие из них до сих пор топятся углем. «Часть больниц до сих пор не имеет энергосберегающих технологий. Как может сэкономить на расходах на тепло больница, которая топится углем? У них угольная котельная. Это же несопоставимо с современным лечебным учреждением, которое обеспечивается теплом за счет газовой котельной», - отметила заместитель главного врача детского онкогематологического центра, сопредседатель регионального отделения ОНФ Лариса Фечина. Также большие налоги платят объекты здравоохранения за аренду земли. Преференций и скидок в этом плане у них нет. С 2017 года еще больше усложнилась жизнь поликлиник. Как пояснил собеседник «ФедералПресс» в одном из медицинских ведомств города, у лечебных учреждений забрали дополнительное финансирование за проведение профосмотров, которое ранее оплачивалось отдельно. При этом план по этой оказываемой услуге остался. «Раньше ТФОМС дополнительно оплачивал услуги прохождения профосмотра и диспансеризации. Сейчас профосмотр из этого списка убрали, а планы по его выполнению оставили. На этой статье больницы тоже много потеряли. Фактически дополнительно заработать сейчас можно только на прохождении диспансеризации. По поводу платных услуг можно сказать так: одной рукой дают, а другой бьют. Говорят, что больницам нужно учиться зарабатывать, однако, когда начинаешь это делать – приходят надзорные органы с проверками и запрещают это делать», - рассказал «ФедералПресс» сотрудник одной из областных больниц. Самостоятельно регионам не справиться Внимание областных властей и депутатов проблема кредиторской задолженности приобрела тогда, когда уральским больницам перестали давать в долг. Поставлять препараты и продукты питания подрядчики стали все неохотнее, а иногда и вовсе отказывать, особо не рассчитывая, что деньги к ним когда-либо вернуться. Тогда глав врачи забили тревогу.Одним из самых проблемных в этом смысле является город Екатеринбург. Задолженность объектов здравоохранения города Екатеринбурга на сегодня составляет около 140 миллионов рублей. «Дополнительно из областного бюджета им выделяется более 82 миллионов рублей. Плюс еще предусматриваются средства для на повышение тарифов. В итоге Екатеринбург получит примерно 240-250 миллионов рублей. Но «кредиторка» у города еще остается», - рассказал корреспонденту «ФедералПресс» председатель комитета Законодательного собрания области по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков. Регионы пытаются справиться с проблемой самостоятельно, но практика показывает, что это нереально. «На август 2016 года просроченная кредиторская задолженность составляла 800 миллионов рублей. Благодаря тому, что на ее погашение были направлены определенные вливания из областного бюджета, на январь 2017 года она сократилась до 400 миллионов рублей. Но к 1 мая 2017 года вновь выросла до 847 миллионов рублей. То есть это - волнообразная кривая. Лечебное учреждение не в состоянии освободиться от этого бремени. Меры, которые принимались дополнительно — оптимизация, ликвидация самостоятельных юридических лиц и объединение их в более крупные подразделения за счет слияния. Но это все не дает необходимого эффекта и не позволяет существенно снизить уровень кредиторской задолженности», - рассказала корреспонденту «ФедералПресс» заместитель главного врача детского онкогематологического Центра и бывший депутат Госдумы Лариса Фечина. Чтобы изменить ситуацию депутаты Законодательного собрания Свердловской области подготовили обращение в Государственную думу. В нем они просят пересмотреть нормативы, по которым происходит финансирование объектов здравоохранения в регионах и увеличить субвенции из федерального фонда в областные бюджеты. «Нужно пересматривать базовые нормативы, тарифную политику федерального фонда. Проще говоря, более адекватно финансировать расходы по программе обязательного медицинского страхования и увеличивать объем выделяемых субвенций для регионов. Процессы удорожания услуг, расходных материалов и медикаментов приводит к тому, что это делать необходимо. Мы такое обращение направили, но обратной реакции пока не получили», - рассказал корреспонденту «ФедералПресс» председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области Вячеслав Погудин. Никакое решение по обращению уральских депутатов еще не приняли. «Надо этот вопрос проанализировать, посмотреть, пока он находится на стадии экспертной оценки» - отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» депутат Госдумы Павел Крашенинников. Хорошим примером правильного расчета норм может служить медико-экономические стандарты, которые использовались в медицине до 2013 года. По словам бывшего депутата Госдумы Ларисы Фечиной, в них было учтено все: виды лечебных и диагностических процедур, манипуляции, которые связаны с контролем качества лечения и так далее. На основании этих сведений можно было легко рассчитать стоимость той или иной медицинской услуги. И она покрывала те расходы, которые несли медицинские организации. В отличие от нормативов, которые используются сейчас. На данный момент бюджет ТФОМС по Свердловской области финансируется из двух источников: это субвенции из федерального и средства из областного бюджета. В 2015 и 2016 годах он превышал 44 миллиарда рублей. В 2017 бюджет ТФОМС по Свердловской области составил 45 миллиардов рублей. Пересмотр нормативов, по которым происходит финансирование региональных объектов здравоохранения — не единственная мера, которая может улучить ситуацию. Облегчил бы финансовое бремя уральским больницам и переход многих емких программ из регионального на федеральное финансирование. К числу таких проектов как отметила заслуженный врач Лариса Фечина, относится программа обеспечения пациентов с редкими, так называемыми орфанными заболеваниями. Средства, которые тратятся на ее реализацию внесли бы существенный вклад в развитие здравоохранения региона. Так, например, в прошлом году произошла федерализация другой программы под названием «Семь нозологий» (ранее она финансировалась регионом прим.ред.). Без своевременных мер долги уральских больниц (и объектов здравоохранения других регионов) будут только расти. Деньги, выделяемые из областных бюджетов, гасят задолженность частично. Как собираются ликвидировать данную проблему- пока неизвестно, министерство здравоохранение области на запрос «ФедералПресс» еще не ответило. Пока в Госдуме и в минздраве думают, депутаты Законодательного собрания области планируют выделять деньги на «больничные» кредиты и дальше. «В этот раз миллионов 400-450 все равно останется. К концу года будем стараться выйти к нулю», -рассказал корреспонденту «ФедералПресс» председатель комитета Законодательного собрания области по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков.На момент публикации материала в министерстве здравоохранения Свердловской области и горздраве Екатеринбурга на запросы «ФедералПресс» не ответили. Фото: Pixabay.com

«Если люди придут – мы не сможем их пролечить». Почему уральские больницы накопили миллиардный долг
© РИА "ФедералПресс"