Чужая забота: зачем предпринимателю услуги инвестиционного бутика
Спрос на услуги по управлению корпоративными финансами растет с каждым годом. Причем к сторонней помощи прибегают как крупные корпорации, так и малый и средний бизнес, а иногда и просто физлица. Что заставляет предпринимателя обратиться в инвестиционный бутик финансового обслуживания? Специфика проекта Слово бутик (от фр. boutique) означает «небольшой магазин» или «лавка», из чего можно сделать вывод: главное отличие инвестиционного бутика от банка в его размерах и узкой специализации. Инвестиционные бутики, как правило, создаются для обслуживания интересов конкретных клиентов – юридических и физических лиц. Их услуги не рассчитаны на широкую аудиторию или, как сейчас принято говорить, «не коробочный продукт». В России финансовые бутики появились... Бизнес-модель бутика построена на принципе эксклюзивности: цель такой организации предоставить высокий сервис с упором на индивидуальные особенности и потребности клиентов. Поэтому главным активом такого бизнеса является профессиональная команда. Чаще всего инвестиционные бутики создаются бывшими топ-менеджерами крупных компаний финансового сектора. Яркий пример — Карен Дашьян, управляющий партнер Advance Capital, который в 2007 году ушел с высокооплачиваемой позиции в «Ренова», а до этого работал в НК «ЮКОС». Дашьян решил рискнуть и стал предлагать средним компаниям финансовые и консультационные услуги и сделки до $200 млн. Базы клиентов у него не было, но они были у его партнеров — инвестбанкиров. В первый год работы Advance Capital сопровождала сделки по продаже «Уральской телефонной компании» холдингу «Комстар» и якутского оператора «Гелиос-ТВ» «Новой телефонной компании». Партнеры вскоре убедились, что развивать никому не известный инвестбанк сложно, но постепенно опыт и связи на рынке сделали компании имя. В 2009 году удалось заключить две сделки, через год — уже шесть. Одна из них — по продажа поволжского оператора Teleset Networks холдингу «Связьинвест» за $133,5 млн — остается крупнейшей для компании. В 2012 году Advance Capital вышла на международный рынок. Большинство сделок фирма заключила в секторе телекоммуникаций, но партнеры не считают это своей специализацией. По словам Дашьяна, Advance Capital занимается всем, не заключая пока только сделки в недвижимости и финансах. Например, в 2010 году компания привлекла 1,5 млрд рублей от «Роснано» в проект «НТ фарма» по созданию производства нановакцин. В 2013 году продала 51% компании «Ремпуть» (строительство железнодорожных путей) и купила «Пурнефть» у банка «Кит Финанс» для группы «Сапсан». По оценке Дашьяна, более двух третей сделок срывается. Часто бывает, что продавцы сами «вставляют палки в колеса», обговаривая условия, например, о том, чтобы из принципиальных соображений оставить блокпакет акций, получить валютную оценку рублевого бизнеса и тому подобное. Для заключения удачных сделок порой приходится проводить реорганизацию компании, составлять отчетность, инструктировать владельца и менеджмент о том, как отвечать на вопросы на презентациях. Отличие от банка Последний финансовый кризис не лучшим образом сказался на бизнесе больших инвестиционных банков. За предыдущее десятилетие их бюрократический аппарат так разросся, что для его обслуживания нужны немалые средства. Отсюда у крупных банков такие непомерные комиссионные, а их могут себе позволить только бизнесы, которые крепко стоят на ногах. Да и сами банки предпочитают крупные сделки, потому что им нужны деньги здесь и сейчас. У инвестиционных бутиков нет проблем с раздутым штатом, к тому же они не тратятся на рекламу, в результате их услуги обходятся небольшим компаниям намного дешевле. Для бутика важнее выстраивать долгосрочные доверительные отношения с клиентами. По этой причине они забирают себе небольшое количество клиентов, с которыми неинтересно или невыгодно работать крупным инвестиционным банкам. Услуги, предоставляемые инвестиционными бутиками, могут быть очень разными, но они всегда должны опираться на специфику области деятельности основателя и его ключевых партнеров на конкурентных условиях. Инвестиционный бутик может устанавливать свои правила и условия сотрудничества, делая их более гибкими и клиентоориентированными, чем, например, у банков. В основном инвестиционные бутики берут на себя сделки M&A, однако в зависимости от специализации предлагаются и услуги по реструктуризации бизнеса, по привлечению инвестиций и управлению личным благосостоянием (wealth management). Инвестиционные бутики предпочитают приобретать репутацию в «узких кругах» своим подходом и качеством предоставляемых услуг. Прежде чем взять на реализацию проект от нового партнера, инвестиционный бутик проводит предварительную «точечную» оценку рентабельности будущих договорных отношений. Брать на себя заведомо нецелесообразный или вовсе провальный проект такая организация не будет. Целевая аудитория В инвестиционные бутики обращаются компании малой и средней капитализации, а также люди, накопившие значительные сбережения и желающие их приумножить. Типичным клиентом инвестиционного бутика являются состоятельные субъекты с «богатым опытом» работы с разными компаниями. Зачастую после первой встречи с представителями инвестиционного бутика они уже сами могут оценить, насколько выгодно для обеих сторон будет это сотрудничество. Почему этот «типичный клиент» приходит в инвестиционный бутик? Потому что он знает, что у мастодонтов бизнеса есть тысяча таких инвесторов, как он, и если их будет не 1000, а 1001, у крупной компании ничего не изменится. Отсюда вывод, что «крупная рыба» большой заинтересованности к нему не проявит и выгодных условий не предложит. Эффект от инвестиционных бутиков для бизнеса можно сравнить с попытками добиться значительных результатов в тренажерном зале самостоятельно или с личным тренером. При должном усилии человек с большой вероятностью достигнет желаемого эффекта, но лишь с профессиональной помощью сможет добиться хороших результатов.