В Курганской области объединят сельсоветы 

В Курганской области объединят сельсоветы
Фото: Российская Газета
Такого количества муниципалитетов, как в Зауралье, нет ни в одном регионе Уральского федерального округа. Здесь 458 муниципальных образований: два городских округа (Курган и Шадринск), 24 района, 13 городских и 419 сельских администраций, которые объединяют 1220 населенных пунктов. При этом население региона всего 851,4 тысячи человек, и с каждым годом оно сокращается как шагреневая кожа: только за четыре месяца текущего года число жителей уменьшилось почти на три тысячи. По данным переписи 2010— го, 26 сел и деревень в Зауралье стоят безлюдными, в 67-ми живут от одного до десяти человек.
Малочисленность ряда населенных пунктов стала одной из причин слияния сельсоветов. Первыми реформу начали три района: Кетовский, Куртамышский и Альменевский. Здесь согласие на реорганизацию дали 13 сельсоветов: после объединения их станет шесть. Принцип слияния: слабые присоединяются к сильным. Хотя в условиях всеобщего дефицита бюджетов это понятие условное. Скажем, Митинский и Ровненский сельсоветы в Кетовском районе после объединения решили сделать административный центр в Митино, потому что там есть градообразующее сельхозпредприятие «Картофель», на котором работают более ста человек, средняя школа на 320 учеников, детсад. А в селе Ровная ни предприятий, ни даже начальной школы нет. Детей возят на занятия в Митино. Ровенский сельсовет в составе главы, ведущего специалиста, уборщицы, пожарного и семи депутатов сельской думы будет упразднен, население объединенного муниципального образования составит 1155 человек. Кстати, структура органов местного самоуправления примерно везде одинаковая. Где-то, правда, еще нанимают на зиму истопника.
В Альменевском районе расходы уменьшатся на 420 тысяч рублей в год, при этом только на установление границ нового муниципального образования требуется 522,7 тысячи
В Альменевском районе объединятся сразу три сельсовета — Ягоднинский, Чистовский и Рыбновский. Здесь пять населенных пунктов с населением от 41 до 280 человек. После слияния административным центром станет село Ягодное: у него наиболее выгодное географическое положение. Правда, расстояния до других деревень приличные — 20-22 километра. Но и это не предел: в Куртамышском районе от села Советского, которое станет центром нового муниципалитета, до деревни Борок 35 километров, до Новоникольской — 32. Между тем по закону административный центр должен быть в шаговой доступности: при необходимости в течение дня человек сможет пешком сходить туда-обратно. К слову, автобусы ходят далеко не везде — во многих деревнях общественного транспорта давно нет. Планируется, что там останутся специалисты, которые смогут проконсультировать, выдать нужную справку, помочь решить другие проблемы.
Власти Зауралья не скрывают: сокращение администраций и сельских дум входит в программу оздоровления финансов и экономики региона, рекомендованную . Госдолг Курганской области в первом квартале превысил 16 миллиардов рублей. Жизнь вынуждает оптимизировать расходы. Правда, на первых порах экономии не будет. Так, в Альменевском районе расходы уменьшатся на 420 тысяч рублей в год, при этом только на установление границ нового муниципального образования требуется 522,7 тысячи. Плюс расходы на новые вывески и бланки, выборы депутатов.
— Средства на установление границ — это разовая выплата. Конечно, за год мы ее областному бюджету компенсировать не сможем. А вот в последующие годы, думаю, мы почувствуем ощутимую экономию, — считает глава Ягоднинского сельсовета Василий Омегов. — Но сельсоветы нужно обеспечить автотранспортом, чтобы глава ездил по населенным пунктам и имел возможность хотя бы раз в неделю встречаться с жителями отдаленных деревень и решать все вопросы на месте.
Председатель Курганской областной подчеркивает: экономия не самоцель, главное — повысить качество управления на местах и более эффективно использовать имеющиеся финансовые и кадровые ресурсы. Не секрет, что на должность главы часто попадают случайные люди. В большом сельсовете легче найти грамотного управленца, и это еще один плюс в пользу укрупнения. При этом областные власти подчеркивают: сверху никто не давит, решение об объединении жители могут принять только сами, а высвобожденные в результате средства пойдут на развитие объединившихся территорий.
комментарий
Николай Кремлев, ведущий научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО :
— Необходимость административной реформы в Зауралье назрела давно. Избыточное количество сельских администраций (419), в которых работает 4681 человек, не позволяет обеспечивать эффективную связь с населением территорий и выполнение местными властями конституционных обязанностей. К объединению подталкивают также урбанизация и демографический кризис.
Оптимальная численность сельского населенного пункта — более 500 человек: тогда можно содержать школы, медицинские и культурные учреждения. В крупных селах должны быть сельские администрации, в ведении которых может находиться до семи малочисленных населенных пунктов. Но процесс оптимизации прежде всего должен быть интересен самим жителям, осознающим, что от объединения они только выиграют.
По большому счету, Курганской области нужна принципиально новая структура управления. Нынешняя — пятиуровневая — оказалась несовершенной и неэффективной. С одной стороны, муниципалитеты не подчиняются государственной власти, с другой — правительство области, передав им избыточные функции, не обеспечило их финансами. Единственным рычагом управления осталось выделение дотаций, которые планируются без достаточных научных обоснований.
А как у соседей
На Среднем Урале в 2003 году, когда в стране проходила реформа местного самоуправления (МСУ), решили не плодить недееспособные муниципальные образования (МО). Свердловская область оказалась одним из немногих субъектов РФ, сохранившим, насколько это возможно, сложившуюся ранее систему организации МСУ, учитывающую специфику и исторические традиции промышленного региона. В результате на карте области появилось 67 городских округов и пять муниципальных районов, плюс 21 городское и сельское поселение — в несколько раз меньше административных единиц, чем в любом из соседних субъектов РФ. Как сообщили в пресс-службе Законодательного собрания региона, «областные законодательные и исполнительные органы государственной власти руководствовались необходимостью сохранить и увеличить бюджетную обеспеченность на каждого жителя Свердловской области, создать не декларируемые, а реально обеспеченные финансово-экономические основы местного самоуправления». Конечно, и здесь есть сложности в межбюджетных отношениях, у муниципалитетов Урала существенно отличается налогооблагаемая база, однако собственные источники дохода есть у всех. И создаются стимулы для их увеличения, например, ежегодно победители конкурса — муниципальные образования, увеличившие свои доходы, — получают дополнительные средства на реализацию местных проектов.
Видео дня. Доля просрочки по выданным Россией госкредитам достигнет 25%
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров