Двойные стандарты: EM недовольны своими рейтингами

Москва, 6 июля - "Вести.Экономика" В начале года группа патриотически настроенных индийских студентов возмутилась, когда главный экономический советник правительства Арвинд Субраманиан продемонстрировал им слайд с двумя графиками. На первом был показан устойчивый экономический рост Индии и низкое соотношение государственного долга к ВВП; на другом - замедление роста Китая и его растущий долг. При этом кредитный рейтинг Индии от S&P Global Ratings (бывшее Standard and Poor∎s) остается на уровне BBB-. Рейтинг Китая, напротив, был повышен с А+ до АА- в 2010 г., несмотря на большой долг. На слайде была надпись ∎плохие стандарты∎.Рейтинг государственных долговых обязательств всегда вызывает неоднозначную реакцию. А взаимоотношения Индии и Китая часто можно сравнить с матчем соперничающих команд. Однако многие правительства развивающихся стран согласны с Субраманианом, который указывает на различное отношение рейтинговых агентств к Индии и к богатым экономикам во время кризиса 2008 г.В отчаянии группа БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка - решила создать свое ∎независимое∎ рейтинговое агентство (ожидается, что его официальное открытие произойдет на саммите БРИКС в сентябре в китайском городе Сямынь). Даже страна-хозяйка, первоначально относившаяся к этой идее с осторожностью, стала горячим ее сторонником после того, как Moody∎s, другое рейтинговое агентство, снизило рейтинг долга Поднебесной в мае. Тогда контролируемая государством газета China Daily резко раскритиковала ∎субъективный анализ∎ Moody∎s, отмечает британский журнал The Economist. Правительства развивающихся стран считают, что рейтинг их долговых обязательств снижают намного чаще, чем у развитых экономик. В апреле долгу Южной Африки был присвоен ∎мусорный∎ уровень, как только президент Джейкоб Зума уволил министра финансов Прэйвина Гордхана.Тоже самое произошло с Турцией после неудавшегося государственного переворота в прошлом году и с Бразилией, как только там в 2015 г. разразился коррупционный скандал.Аналитик инвестиционного фонда Lord Abbett Ли Троб считает, что агентства намного оперативнее реагируют на политические события в этих странах. Согласно данным Bloomberg в 2016 г. три агентства предприняли рекордное количество негативных мер (1971) по отношению к долговым обязательствам развивающихся стран и соответствующих субъектов.Некоторые эксперты полагают, что агентства стали более агрессивными и сами усиливают угрозу кризиса. Эта критика не нова. В опубликованном в 1999 г. исследовании о ∎проциклической роли рейтинговых агентств∎ экономисты Джованни Ферри, Ли Лиганг и Джозеф Стиглиц взглянули на азиатский финансовый кризис 1997 г. и заключили, что в первоначальной фазе рейтинговые агентства провоцировали панику и эффект домино.Во Всемирном банке после анализа рейтингов 20 развивающихся стран в период с 1998 г. по 2015 г. пришли к выводу, что снижение рейтинга до мусорного уровня увеличил доходность краткосрочных облигаций в среднем на 1,38%. Мусорный рейтинг заставляет большое количество институциональных инвесторов продавать из-за внутренних правил или требований регулятора. Суверенная облигация также обычно устанавливает нижний предел для стоимости заимствования внутренним компаниям, так как их долг редко имеет выше рейтинг, чем у их правительств.Стоимость заимствования богатых стран, на контрасте, обычно не меняется в период серьезных шоков. Это в первую очередь относится к Соединенным Штатам, где доходность государственных облигаций, как правило, снижается во время кризиса, главным образом из-за стабильных институтов, глубокого рынка и статуса доллара, как резервной валюты.Даже когда S&P Global неожиданно понизило суверенный рейтинг Америки с ААА до АА+ в 2011 г. доходность казначейских облигаций упала. В Великобритании также после референдума о выходе из ЕС доходность государственных долговых обязательств первоначально упала, так как инвесторы уходили в менее рисковые активы. Рейтинговые агентства, в свою очередь, заявляют, что богатые страны имеют ∎100-летнюю репутацию∎. Подобное внимание к истории создает у развивающихся стран впечатление, что рынки настроены против них. Что касается рейтингового агентства БРИКС, то, скорее всего, инвесторы не будут считать его надежным, а это только усилит их чувство несправедливости.

Двойные стандарты: EM недовольны своими рейтингами
© Вести.Ru