Заморозка вместо охлаждения
В наш «Народный рейтинг» приходит множество жалоб на то, что заемщики, которым была навязана страховка, не могут получить назад страховые премии при расторжении договора в пятидневный срок, называемый периодом охлаждения. Банки.ру выяснял, почему так происходит. Одним из драйверов роста банковского канала продаж и одной из самых частых жалоб страхователей стало навязывание страховой защиты заемщикам. Банки, выступая агентами страховых компаний и, соответственно, получая комиссию, понуждают заемщика страховать не только дом, квартиру, автомобиль или гаджет, покупаемые в кредит, но и жизнь. Некоторые кредитные организации умудряются даже дважды «впарить» клиенту, по сути, одну и ту же страховку, свидетельствуют отзывы в «Народном рейтинге» портала Банки.ру. Летом 2016 года Центробанк начал борьбу с такой стилистикой продаж и ввел так называемый период охлаждения — в течение пяти рабочих дней клиент может отказаться от навязанного ему страхового продукта и получить обратно страховую премию за вычетом стоимости защиты в уже прошедшие дни. Этот шаг оказался очень эффективным, утверждает ЦБ: количество жалоб на навязывание дополнительных страховок при заключении договора ОСАГО в I квартале 2017 года снизилось почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. По данным регулятора, граждане активно используют возможность отказаться от страховки при получении кредита. Но у них, увы, не всегда получается вовремя вернуть страховую премию. Число жалоб на неосуществление платежа или отсутствие ответа от страховой при отправлении документов о расторжении договора по почте соизмеримо с количеством претензий, возникающих при покупке электронного полиса ОСАГО. Цитата «Мои нервы остались не тронуты» Справедливости ради нужно отметить, что выявленная Банком России тенденция нашла отражение и в «Народном рейтинге»: многие страхователи, которым удалось быстро и просто расторгнуть договор и вернуть деньги за навязанные банком страховки, с удивлением благодарят страховщиков. Так, в частности, «благодарности» от посетителей Пользователь из Тамбова под ником pdqm пишет(здесь и далее пунктуация и орфография авторов отзывов сохранены - Прим.Банки.ру): «взела кредит 13.06.2017 отказалась 19.06.2017 деньги получила 06.07.2017 не в срок но спасибо». Клиент компании из Ставрополя zarin13 ставит страховой компании «Ренессанс Жизнь» «отлично»: «Оформил кредит 29.05.17 в банке КБ "Ренессанс-Кредит". Навязали страховку (якобы не одобрят кредит). Согласился, на следующий день сделал пакет документов со сканами договора страхования, паспорта и оригиналом заявления, и отправил по почте заказным письмом. Письмо было получено 06.06.17. Выплата произведена 14.06.17. Сумма страховки 51 000. Никаких проблем.». lenok из Пензы благодарит «Кардиф»: «Вернули страховку очень быстро. 21 июня оформила кредит на Рено Дастер. Страхование жизни было необходимо для выдачи кредита. Сумма составила 24 000 руб с копейками. 23 июня, прочитав внимательно договор, а там говорится, что договор страхования можно расторгнуть в течение 5 дней, собрала все документы, предварительно позвонив на горячую линию. Мне выслали по эл. почте бланки документов, которые я заполнила и отправила сканы по обратной связи на эл. почту СК Кардиф. В этот же день оригиналы документов отправила по почте заказным письмом с описью вложения. 28 июня пришло СМС, что деньги в полной сумме у меня на счёте! Спасибо. В наше время мы все чаще стали сталкиваться с обманом, но СК "Кардиф" доказала свою порядочность». Kalashandrey из Тольятти отмечает, что «главное самому не облапошиться и тогда все вернут». Пользователь оформил кредит на автомобиль Datsun 2 июня 2017 года, «Само собой впарили страховку жизни и поломок от Кардиф, на общую сумму 45 килорублей», пишет Kalashandrey. Он отправил весь нужный пакет документов в Москву по почте в течение 5 дней после заключения договора. 8 июня автор отзыва получил от компании подтверждение по sms, что документы прибыли и рассматриваются, а 14 июня «вернули все до копейки». «По отзывам боялся, что не вернут. Спасибо за скорость и безотказность, главное самому не облапошиться и тогда все вернут (еще бы не впаривали бы так нагло)», — заключает клиент. Клиенту «АльфаСтрахование» из Екатеринбурга под никомmolodoi1994, который в течение двух дней обратился в офис СК и подал все документы (страховой полис, копию паспорта, оригиналы платежек, заявление на расторжение договора страхования), получил назад уплаченную премию через 5 рабочих дней. За такой же срок был осуществлен возврат средств в размере 63 360 руб. клиенту АльфаСтрахование-Жизнь из Челябинска nat1742. Цитата Клиент «АльфаСтрахование» из Костромы просит поставить компании высший балл: «Прошу поставить оценку отлично, мои нервы остались не тронуты)))» и отмечает, что менеджер была вежлива, все быстро и спокойно оформила, выдала ксерокопии обращения. Возврат средств был осуществлен в течение двух дней. В банке, согласно отзыву, клиенту Мария Миронова, покупавшей в рассрочку бытовую технику «без страховки рассрочку даже компьютер не выдавал», поэтому ей пришлось застраховать покупку и включить ее в тело кредита (так называемой «рассрочки») на страховку оформить рассрочку в том числе. Стоит отметить, что в договоре страхования возможный срок расторжения был составлял 30 дней, то есть существенно больше, чем требует ЦБ. «Опять обман. Вранье!» Анализ записей в «жалобной книге» - «Народном рейтинг» нашего портала - показал, что подавляющее большинство обращений с претензиями пишется почти сразу после отправки документов по почте или личной подачи заявления в страховую компании. А если через две недели после заключения договора клиент все еще не получил денег или даже ответа от страховой компании, то эмоции начинают хлестать через край: «Подло!», «Вранье!», «Опять обман». Так, например, клиенту Nfreishtadt «Благосостояния» из г. Омский, отправившему 9 июля заказным письмом заявление и все документы, представители компании ответили в «Народном рейтинге», что 14 июня его документы получены, а 26 июня произведена выплата. В период с середины июня в «Народный рейтинг» поступали жалобы в основном на четыре страховые компании: «Благосостояние», «Кардиф», «Ренессанс Жизнь» и ВСК. Наиболее распространенные жалобы – страховая не отвечает или не забирает на почте отправленные документы и, соответственно, не возвращает деньги в срок. Так, alex2061, клиент «Ренессанс Жизнь» из Нижнего Новгорода волнуется, что «письмо дошло в срок, но его никто не забирает». Клиент niklop СК Кардиф из Петрозаводска написала в «Народный рейтинг» с просьбой забрать письмо с документами с почты и начать процедуру расторжения договора страхования, так как письмо прибыло, но «была неудачная попытка вручения извещения курьером, на почте сказали,что повторно курьер не придет и представителю компании нужно самим подойти за письмом». Клиенту, по ее сообщению на сайте, при заключении договора кредитования с банком «была навязана без согласия услуга "Страхования жизни, здоровья и потери работы". Kirillovaelvira08, клиент «Ренессанс Жизнь» из Набережных Челнов, отказавшаяся от договора страхования в день его заключения, сетует, что «10 рабочих дней прошли, и даже больше, деньги до сих пор не вернули. Когда уже прекратят навязывать страховку жизни при кредите. Лучше бы научились её продавать а не впихивать». . «Все обращения клиентов, поступившие по данному вопросу через рубрику «Народный рейтинг» портала Банки.ру, проработаны, каждая ситуация полностью урегулирована, — сообщили в пресс-службе Ренессанс Жизнь». – В одном случае пока не можем дать обратную связь, поскольку не удалось идентифицировать клиента. Компанией запрошены данные по договору у автора отзыва. Как только будет получена информация, будут приняты все необходимые действия для решения вопроса». В пресс-службе «Ренессанс Жизнь» также обращают внимание страхователей на то, что по некоторым видам индивидуальных договоров страхования компания увеличила длительность периода охлаждения с необходимых в соответствии с Указанием Банка России от 20 ноября 2015 г. N 3854-У 5 рабочих дней до 10 и 14 дней. Цитата Клиент «Благосостояния» из Москвы под ником Mong жалуется на невозможность связаться с компанией после передачи договора о расторжении: «Пытался позвонить на номер, указанный в договоре, после ответа мне автоответчика сразу же сбрасывают трубку. Только за ответ автоответчика, все деньги на телефоне закончились. Буду ждать до завтрашнего дня. Прошу компанию АО СК Благосостояние как можно быстрее перечислить мне мои деньги и расторгнуть договора!». Клиентка «Благосостояния» из Екатеринбурга недоумевает, что заплатила за страховку 29500, а вернули ей 9500. В ответе СК на это обращение написано, что страховая премия по этому полису составила именно 9500 руб. «Таким образом, страховая компания исполнила свои обязательства по расторжению договоров страхования и возврату страховых премий в соответствии с поступившим от Вас письменным заявлением», — пишет сотрудник «Благосостояния» в «Народном рейтинге». Как пояснили в пресс-службе, вместе с полисом «Благосостояния» клиентка могла приобрести в банке и другие страховые продукты – других компаний. «К сожалению, не знаем, что еще она купила у банка, но у нас больше никаких продуктов за ней не числится», — сказали в пресс-службе. Также в пресс-службе отметили, что по двум обращениям до компании еще не дошли письма с заявлениями и другими документами. «Хотим отметить неприятную тенденцию, которая сложилась с отзывами по возвратам премий за банковское страхование. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда человек отправил письмо "Почтой России", а на следующий день уже написал гневное сообщение и поставил единицу на вашем сайте. Видимо, клиенты это делают превентивно, но тогда странно, что такие оценки засчитываются. Естественно их письмо доходит уже после того, как жалоба появилась на сайте, и мы производим возврат в отведенные законом сроки. Печально, что в такой ситуации страдает репутация страховой компании», — отметили в СК «Благосостояние». Из-за чего могут происходить задержки с ответами и выплатами, поясняет эксперт «Народного рейтинга» страховых компаний Наталья Конкина: «Я не засчитываю оценку по таким отзывам в течение трех недель после того, как компания получила документы на почте, так как на рассмотрение вопроса и выплату дается 10 рабочих дней. Стоит иметь в виду, что почта забирается не каждый день: некоторые компании отправляют курьера раз в неделю, другие – дважды. Когда забрали отправление, можно узнать по идентификатору. Получается, что календарный месяц – это вполне нормальный срок для выплаты, особенно с учетом того, что у нас только по Москве почтовое отправление может идти две недели». Пресс-служба ВСК пояснила Банки.ру, что «процесс обработки заявлений о расторжении договоров, оформленных в точках контрагентов, сегодня занимает немного больше времени». В таких случаях компания договаривается с клиентом персонально, что сделает все возможное для того, чтобы ускорить процесс расторжения. И после держит клиента в курсе процесса решения вопроса. Также эксперты компании напоминают, что обязательства страховщика по договору наступают с даты начала действия страхования. Страховщик при возврате уплаченной страховой премии вправе удержать часть суммы пропорционально сроку действия договора страхования. «Если в договоре не указано иное, он вступает в силу с 00:00 дня, следующего за датой заключения. Если клиент заключил договор 25-го числа, он вступил в силу в полночь 26-го числа, то есть на момент расторжения являлся действующим. Соответственно, возврат суммы будет произведен за вычетом стоимости одного дня действия полиса», — пояснили в компании. Застрахованная дважды Не совсем обычная история приключилась с клиентом СК «Кардиф» из Москвы Аллой Романовой (ник RAlla): договор каско был оформлен дважды в разных страховых компаниях. В одном случае это был «тоталь+угон», в другом каско с GAP-страхованием. «Поняв, что я приобрела одну и ту же услугу дважды, направила 8.06.17 пакет документов в страховую компанию Кардиф для расторжения Договора страхования и возврата части средств, уплаченных за страховку, — пишет она в «Народном рейтинге». — 27.06.17 г. получила официальный ответ специалиста УО и КС Фролова В.А. — В выплате остатка за неиспользованные период отказано. Предложили расторгнуть договор без возврата средств. Считаю, что компания Кардиф грубо нарушает условия договора. Буду подавать жалобу в Банк России. Буду добиваться расторжения договора и возврата средств в судебном порядке». Ответ страховой компании проясняет причину отказа: в присланном страховщику заявлении на расторжение не было указано, что у клиента уже есть договор страхования GAP в другой страховой компании и не были приложены подтверждающие этот факт документы, а пятидневный период охлаждения уже истек. «Поэтому в возврате страховой премии Вам было отказано, так как с момента подключения программы страхования прошло более пяти рабочих дней и возможность страхового события не отпала», — говорится в сообщении страховой компании. Компания также уточняет, что в данном случае срок рассмотрения заявления после получения подтверждающих документов — четыре рабочих дня. «СК Кардиф полностью выполняет взятые на себя обязательства по каждому договору страхования. Все вопросы решились, — ответили Банки.ру в СК Кардиф на запрос по поводу данных обращений. — С каждым клиентом у нас идет работа, как на портале Банки.ру, так и напрямую по телефону, в переписке по электронной почте и почте РФ.» Из других распространенных жалоб заемщиков, которые вынужденно становятся страхователями — несоответствие суммы премии и вида страхования, объявляемые клиенту первоначально и фигурирующие затем в договоре. Так, имели место случаи превышения реальной премии над озвученной в начале в 4 раза. Ну и, конечно, продающие полисы страхования вместе с кредитным продуктом банковские сотрудники довольно часто умалчивают о возможности расторгнуть страховой договор в течение 5 рабочих дней. Общий совет в обоих случаях – внимательно читайте кредитный и страховой договоры. Если видите несоответствие сумм, требуйте объяснений и пересмотра условий договора. Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru