В Совфеде обсудили проблемы осуществления госзакупок в сфере водоснабжения
В Совете Федерации провели «круглый стол» на тему «Проблемы осуществления государственных закупок в сфере водоснабжения и водоотведения с 1 января 2017 года». Напомним, что в 2013 году некоторые виды заказчиков попали под действие 44-го Федерального закона, по которому проводятся закупки за счёт бюджета, а закупки за счёт собственных внебюджетных средств осуществляются по 223-му Федеральному закону. Закупки по закону №223-ФЗ проводят организации, в которых государство имеет долю участия более 50 процентов. Сам по себе документ является рамочным и содержит общие положения, не регулируя содержание действий заказчика. Если же положение о закупках у заказчика не утверждено, то закупки за счёт внебюджетных средств должны проводиться по закону №44-ФЗ, который более детально регулирует действия заказчика. Таким образом, заказчик обязан работать в соответствии с законом №44-ФЗ, если он проводит закупки за счёт бюджетных средств либо также внебюджетных средств при условии отсутствия у него положения о закупках. Заседание в палате регионов открыл председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов. Сенатор отметил, что перевод закупочной деятельности государственных унитарных предприятий под действие 44-го Федерального закона осуществлялся для того, чтобы обеспечить конкуренцию, открытость и прозрачность закупок. Однако унитарные предприятия, наоборот, лишились гибкости и скорости. «Для аптек выполнение закона значительно сократило ассортимент препаратов. 44-й Федеральный закон не может обеспечить оперативное реагирование. Унитарные предприятия проигрывают акционерным», — пояснил парламентарий. Аудитор Счётной палаты России Максим Рохмистров, в свою очередь, сообщил, что сегодня уровень коррупционных рисков находится ниже среднего уровня. «В области госзакупок мы имеем самую прозрачную программу, с самыми низкими коррупционными рисками», — считает чиновник. По его словам, ГУПы и МУПы — это переходный этап. 44-ФЗ сложен для выполнения, но если ГУПы получают преимущества от государства, то требования нужно выполнять. «Если предприятие успешно зарабатывает деньги, почему бы ему не акционироваться? Есть достаточно форм, при которых можно хорошо выполнять госзадания», — отметил Рохмистров. Он пояснил, что государству необходимо, чтобы 223-й закон снижал рамки своего действия и мы переходили к 44-му закону. Ведомство же больше не будет поддерживать «переход на тёмную сторону» госзакупок. Противоположного мнения придерживается заместитель генерального руководителя, директор по правовому обеспечению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Марина Гассий. По её словам, унитарные предприятия — это коммерческие предприятия, и они не используют в своей деятельности бюджетные деньги либо они чётко контролируются бюджетным законодательством. Однако она отметила, что цель 223-ФЗ лежит в развитии добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок, причём эти же цели декларировались и при включении ГУПов и МУПов в 44-й закон. «В итоге водоканалы в форме акционерных обществ стали работать по 223-му (закону. — Прим. ред.), а унитарные — по 44-му. Таким образом, водоканалы ГУПов оказались в неравных условиях, что снизило эффективность их работы», — пояснила Гассий. Она уверена, что здесь ключевое решение сыграла приватизация предприятий. «34 процента национализировалось обратно, потому что предпринимателю интересна прибыль, а не экология и защита окружающей среды», — добавила чиновник.