Корпоративные ценности создают другой мир
Эволюция Несмотря на финансовый кризис, эксперты говорят, что тенденцию по усилению социальной ответственности бизнеса уже не остановить. В чем заключается социальная миссия компаний, и почему уже не получается "просто делать деньги"? Пока разваливался Советский Союз, на Западе активно обсуждали возможности предпринимателей влиять на развитие социальной сферы. По итогам обсуждений в этой области, появилось множество международных стандартов. Среди наиболее популярных из них -- Стандарт оценки социальных аспектов систем менеджмента Social Accountability 8000, Руководство по социальной ответственности ISO 26000, Стандарт верификации АА1000 Assurance Standard, Глобальная инициатива по отчетности (GRI). Американские и европейские компании утверждают политики в области безопасности, здоровья, охраны труда и экологии; вводят ответственных за социальные проекты в советах директоров, даже объявляют годы социальной ответственности, как это было во Франции несколько лет назад. В России корпоративная культура как процесс появилась чуть позже и постепенно набирает обороты. Хотя эксперты напоминают о существовании социальной политики и при СССР, и задолго до него. Только в ином виде. Советник председателя правления "СЭЦ Модернизация" Артем Юдкин отмечает, что сиротские дома, организуемые купцами в дореволюционное время, детские сады при предприятиях в советский период -- все это примеры того, что сегодня называется социальной ответственностью. Но подход к ее пониманию различен. Сейчас помочь бедным, поставить лавочки или профинансировать проведение концерта -- самые распространенные способы показать приверженность социальной политике. Но, как говорит эксперт сферы социальных проектов Любовь Якубовская, в этом и беда многих российских компаний: они смешивают понятия корпоративной социальной ответственности (КСО) и благотворительности. "Когда компания перечисляет разово средства на помощь детскому дому, это очень хороший поступок. Но из категории "благотворительность", -- подчеркивает эксперт. -- КСО -- следующая ступень развития, когда организация выстраивает целостную систему взаимодействия с обществом. Например, телекоммуникационная компания не только жертвует детскому дому на покупку компьютеров, но и направляет своих сотрудников для обучения компьютерной грамотности воспитанников и педагогов детдома. Затем проводит конкурс и выдает стипендии сиротам на обучение профессиям сферы телекоммуникаций, а тем, кто успешно прошел это обучение, предоставляет возможность работать или пройти практику у себя в штате. И плюс к этому проводит общественную кампанию по популяризации безопасного пользования интернетом. Вот этот набор мероприятий -- корпоративная социальная ответственность". Как выстроить такую политику, можно узнать из Социальной хартии российского бизнеса. Это один из тех документов, которым сейчас руководствуются крупнейшие отечественные компании. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), к нему присоединилось 260 организации, где в общей сложности трудятся не менее 7 млн работников. Помимо хартии, в РСПП собрали 517 корпоративных практик (программ) социальной направленности, которые подойдут предпринимателям, осуществляющим деятельность в 23 различных отраслях: банковском секторе, торговле, производстве, строительстве. В марте 2014 года бизнесу также был предложен Кодекс корпоративного управления, разработанный Банком России и одобренный правительством РФ. Как и все остальные, документ носит рекомендательный характер, но некоторые эксперты пользуются им как основным для разработки внутренних социальных политик и рекомендаций деловым кругам. За что отвечать и куда вкладывать Традиционно КСО имеет несколько направлений. Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета Ирина Глебова отмечает, что в классическом понимании КСО включает в себя: добросовестную деловую практику; развитие персонала предприятия; охрану здоровья и безопасные условия труда; охрану окружающей среды и использование ресурсосберегающих технологий; развитие местного сообщества. В Социальной хартии российского бизнеса все эти направления охвачены. Представители РСПП называют свой документ "сводом основополагающих принципов ответственной деловой практики, в котором прописаны взаимоотношения работника с работодателем, институтами гражданского общества, властными структурами, местным сообществом, обозначены принципы, связанные с экологической безопасностью". То есть российский бизнес в принципе готов работать по международным стандартам в сфере КСО. Другое дело -- какие возможности для этого имеются. "В России внедрение принципов социальной корпоративной ответственности происходит в основном на базе крупных национальных корпораций или же на базе филиалов и представительств известных международных компаний, политика деятельности которых должна соответствовать стандартам всей транснациональной организации, -- считает управляющий партнер адвокатского бюро "Деловой фарватер" Роман Терехин. -- Поскольку такие компании обычно занимают лидирующие ниши в различных отраслях, им не сложно изъять дополнительные средства из торгового оборота для внедрения международных корпоративных норм. Но малый и средний бизнес себе такого позволить, как правило, не может, поскольку ему и так трудно выживать в условиях затянувшегося финансово-экономического кризиса. Сложно жертвовать прибылями, которые иногда в принципе отсутствуют. Особенно это касается небольших компаний, удаленных от региональных центров и в принципе от Москвы". В Ассоциации менеджеров также констатируют, что из-за финансовых и иного рода проблем наращивать объемы социальных инвестиций российскому бизнесу сложно. Тем не менее, компании вкладывают деньги в социальные программы и проекты. Наибольшей популярностью пользуются инвестиции в персонал, поддержку местного сообщества, экологию. Как объясняет директор по развитию МИС АО "Лаваль" Марина Бродская, вопросами реальной (а не на бумаге) корпоративной социальной ответственности очень давно озабочены компании, испытывающие дефицит кадров. Поэтому вложения в персонал и выходят на первый план. "Больше всего дефицит квалифицированных кадров в России в последние десятилетия испытывают коммерческие медицинские учреждения и компании, работающие в области IT, -- отмечает госпожа Бродская. -- Для этих компаний важна именно реальная работа в области социальной ответственности. Известны случаи, когда работодатели полностью оплачивали дорогостоящее лечение, разрешали работу на дому женщинам при выходе из декретного отпуска и т. п. Характерно, что и первой российской компанией, получившей международный сертификат Social Accountability, стала медицинская клиника". Говоря о реализуемых бизнесом социальных проектах, Артем Юдкин отмечает их разнонаправленность. Так, петербургская ассоциация "Открытый бизнес" организовывала, поддерживала и привлекала спонсорскую помощь к целому ряду социально значимых мероприятий, среди которых программы "Родительский день" и "Добрый мир". А компания Tele2 (Петербург) несколько лет назад поддержала общегородскую благотворительную акцию "Белый цветок", проводимую под эгидой Международного дня защиты детей. Разработанный компанией сервис позволил перечислять пожертвования для детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями. Еще один показательный пример помощи тяжелобольным людям -- решение градообразующего предприятия города Апатиты ОАО "Фосагро" оплатить лечение Дарьи Стариковой, обратившейся к президенту Путину в ходе прямой линии в июне. Что касается экологии и связанного с ней строительства, по словам коммерческого директора проектно-инжинирингового бюро М.К.3 Анастасии Семенченко, КСО и тут активно приживается. "В строительной отрасли компанией, декларирующей соответствие стандарту SA 8000, является ДСК N 2 в составе ГК "ПИК", строящей и продающей жилье, в том числе в Петербурге. Но все больше участников рынка недвижимости начинает задумываться об экологической сертификации своих проектов (английский стандарт BREEAM или американский LEED), -- подчеркивает госпожа Семенченко. -- Сертификат подтверждает, что при строительстве зданий и сооружений оказывается минимальное воздействие на окружающую среду, в здании и на прилегающих территориях создана доступная среда для маломобильных групп населения, использовались безопасные для здоровья материалы и т. п. Подобные услуги оказывает, в том числе, наша компания. И мы можем подтвердить, что недвижимость, получившая такие сертификаты, обладает большей инвестиционной стоимостью, помимо "хорошего PR"". Почему нельзя "просто делать деньги"? Можно. И это, наверное, даже проще. Но, по теории "разумного эгоизма", мероприятия, проводимые в рамках политики КСО, это не благотворительность в пользу работников или вклад в улучшение экологической ситуации, а выгода. Практическая ценность благотворительных акций, высокой оплаты труда и привлечения практикантов из выпускников вузов заключается, как минимум, в укреплении репутации и имиджа компании. Добавьте сюда довольный персонал с высокой производительностью труда, налаживание контактов с благодарными чиновниками, сокращение операционных затрат в долгосрочной перспективе и прочие "плюшки" и получите инвестиционную привлекательность, расширение доступа к финансам, улучшение финансовых показателей. "Было бы ошибкой приравнять понятие КСО к благотворительности, очевидному средству саморекламы или повышения имиджа, -- отмечает юрист рекрутингового агентства "Арес", эксперт кадрового портала ClubTK.ru Татьяна Магера. -- Любое инвестирование в человеческие ресурсы, социальную сферу для собственника бизнеса имеет достаточно прозрачную экономическую основу. Предоставляемое социальное обеспечение базируется на достаточно точном, четком расчете финансового результата этой деятельности. Повышение лояльности сотрудников влечет за собой улучшение качества их труда, а привлекательность компании как работодателя позволяет найти более профессиональных сотрудников без дополнительных затрат на рекрутинг. Часть расходов на социальные нужды снижает налогооблагаемую прибыль компании, а для реализации большинства мероприятий социального обеспечения привлекаются компании группы (банки, страховые компании, организации сферы услуг), которые также получают возможность экономически развиваться". "Кроме того, особое значение для бизнеса имеет взаимодействие с органами власти в процессе реализации социальных мероприятий, -- подчеркивает госпожа Магера. -- Собственники российского бизнеса, как и западного, понимают, что КСО -- важный и перспективный инструмент управления компанией". С ней соглашает и Роман Терехин. "Следуя стратегии КСО, компании стремятся не только повысить степень своей узнаваемости в стране и в мире, но и повысить инвестиционную привлекательность и стоимость созданного бренда, улучшить отношения с властями, увеличить продажи, сохранить имеющуюся рабочую силу, привлечь новых высококлассных специалистов, поднять производительность труда, добиться улучшения качества продукта. Все эти задачи компании, использующие принципы корпоративной социальной ответственности, решают в совокупности, так как они самым непосредственным образом связаны между собой", -- уверен юрист. Впрочем, российский бизнес, судя по одному из последних докладов о социальных инвестициях в России, это уже понимает. 60% опрошенных предпринимателей заявили, что КСО -- один из способов поддержания репутации, 51,7% уверены, что это поможет решить проблемы, а 46,7% надеются на получение долгосрочных конкурентных преимуществ. "Безусловно, социальная ответственность бизнеса повышает имидж компании. Но я считаю, что первичным должно быть все-таки желание помочь, готовность приложить усилия и потратить на это личное время, -- говорит президент и совладелец компании "Марвел" Сергей Гирдин. -- Мы разделяем целевую и регулярную поддержку различных социальных программ и мероприятий и проведение внутри компании благотворительных акций, таких, например, как "Чья-то жизнь -- уже не мелочь", Ice Bucket Challenge, "Спасти "Росток". И дело даже не в том, что речь идет о разных суммах. На мой взгляд, важно, что инициатива идет от самих сотрудников. Я думаю, что это честнее и правильнее, когда не компания анонсирует акцию и тем самым навязывает участие в добром деле, а когда каждый сам может принять решение, организовать коллег, зарядить окружающих своим энтузиазмом". КСО как национальная идея Сегодня подавляющее большинство крупных российских предприятий и организаций имеет свою политику социальной ответственности. Как уже говорили эксперты, их главный двигатель -- нужда и наличие свободных средств. Но помимо финансовых трудностей на пути внедрения КСО в российский бизнес стоят и иные преграды. По мнению Артема Юдкина, сначала необходимо утвердить на государственном уровне специальный нормативный правовой акт или методический документ, регулирующий социальную ответственность компаний. "Понемногу появляется необходимость в урегулировании социальной ответственности бизнеса на нормативном уровне. Как минимум должны быть даны и соотнесены понятия социальной ответственности, корпоративной социальной ответственности и благотворительности, -- говорит эксперт. -- При этом предприятия, сделавшие реализацию социально значимых мероприятий одним из приоритетов своей деятельности, прозрачно и открыто отчитывающиеся о ее целях и результатах, должны получить если не экономические льготы, то хотя бы допуск к различным формам участия в общегосударственных проектах". Татьяна Магера, в свою очередь, считает, что основной проблемой остается не только отсутствие необходимых правовых инструментов для развития КСО, но и несовершенство действующего налогового законодательства, что фактически препятствует формированию интереса к социальной защите общества у среднего и малого бизнеса. А Марина Бродская не сомневается: вопросы социальной ответственности на 100% зависят от моральных качеств руководителя. Алена Мотрой