Микрозаймы могут стать удобным инструментом не только для людей с низким доходом

Российский рынок микрофинансирования в течение всего времени своего существования развивается семимильными шагами. По данным бюро кредитных историй «Эквифакс», с 2013 г. объем выданных микрозаймов увеличился практически в пять раз. При этом объем выдачи наиболее близких по сути потребительских кредитов в банковском секторе (с учетом различных явлений в экономике) практически не изменился: если в первом полугодии 2014 г. он составил примерно 160 млрд руб., то за аналогичный период 2017 г. – всего 140 млрд. руб. В России, в отличие от многих других стран, рынки банковского кредитования и МФО пересекаются крайне мало как по сегменту клиентов, так и по уровню закредитованности (риска). В России, например, менее 3% населения, пользующегося заемными средствами, имеют долги только в МФО и менее 5% – в МФО и банках. Иными словами, менее 8% кредитующегося населения являются клиентами МФО. Остальные 92% - это клиенты банковского сектора. Подобный перекос специфичен и для ряда других развивающихся рынков, но некоторые из них уже прошли подобную стадию. Например, Индия, где сейчас, по информации наших коллег, доля клиентов МФО среди всего кредитующегося населения составляет около 40%. Там рынок МФО развивается с начала 2000-х гг. и преодолел все стадии – от практически бесконтрольного состояния до крайней степени регулирования. Например, сейчас стоимость микрозайма в Индии может быть всего на 10-20% выше аналогичного продукта в банке. Подобное разделение клиентов в России – следствие сложившегося предубеждения о том, что человек со средним или высоким доходом всегда получит кредит в банке и ему нет смысла обращаться с МФО, чьи традиционные клиенты – люди с небольшим доходом. Да, дела в России обстоят именно так – и это второе принципиальное отличие нашего рынка МФО от других стран. В той же Индии микрозаймы получают практически все слои населения. Более того, МФО там стали специализироваться на кредитовании не только физических лиц, но и индивидуальных предпринимателей (термин интерпретирован специально для России), а также в большей степени – в сельскохозяйственных районах. В европейских же странах микрозаймы широко используются в тех сферах, в которые российские МФО стали выходить только в последнее время. Например, распространена практика совершения мелких покупок (билеты в кино, театр, заказы мелкой электроники и др.) с использованием займов МФО даже у «белых воротничков». Они считают удобным, когда на сайте по покупке билетов можно не оставлять данные банковской карты, а расплатиться с помощью займа МФО за билеты, например, стоимостью 200 евро. И по итогам месяца, спустя две недели, при оплате всех счетов оплатить еще и счет МФО на 210 евро. Это так называемые PDL-займы (pay day loans – займы до зарплаты). Если переводить такой платеж в годовые проценты, получится 120%, что выглядит довольно существенной величиной. Подобные сервисы есть и в России, но наши МФО стали развивать не только PDL-займы, но и классическое кредитование – с аннуитетными или дифференцированными платежами. Стоимость подобных займов уже довольно внушительна, так как они выдаются на длительный срок, где оценка рисков – уже более сложная задача. В результате МФО вынуждены включать возможные дополнительные риски в процентную ставку, увеличивая ее. Сейчас в России законодательно установлено следующее ограничение: максимально допустимая сумма средств, которые МФО имеет право требовать с заемщика, не должна превышать 4 суммы основного долга. Иными словами, при ряде допущений процентная ставка может составлять 300%, что уже существенно выше, чем приведенные в примере с европейским «белым воротничком» 120%. Понимая это, клиенты сами разделились на тех, кто не может получить кредит в банке под приемлемые проценты, и тех, кто может. Граница как раз и проходит по уровню кредито- и платежеспособности (уровень дохода, закредитованность, риск-профиль и др.). Первые такие клиенты – традиционные заемщики МФО, многие из которых получают несколько кредитов, что приводит к росту долговой нагрузки. Например, доля клиентов с четырьмя и более займами среди всех заемщиков МФО составляет практически 25%, тогда как аналогичный показатель в банках меньше в три раза (8%). Подобная ситуация не могла не сказаться на уровне риска: если по потребительским кредитам в банках риск первого года составляет 5-6%, то в МФО – уже 17-20%. Эти цифры, безусловно, – следствие в том числе кризисных явлений в нашей экономике. Банковский сектор пережил последний экономический спад более успешно, чем предыдущие, скорректировав кредитную политику, и, с точки зрения риск-показателей, уже вернулся к докризисному состоянию. Качество кредитных портфелей МФО восстанавливается более медленными темпами и находится на уровне конца 2013 – начала 2014 гг. Несмотря на указанные выше сложности с закредитованностью, спрос на займы в МФО, по нашим данным, остается стабильным, а в некоторые периоды увеличивается. Рынок МФО в последнее время испытывает серьезные трансформации, вводится ряд ограничительных и структурных мер со стороны регулятора, которые, безусловно, будут способствовать оздоровлению данного сегмента и его комплексной «перезагрузке». Услуги микрофинансовых организаций, по мере их преобразования в привлекательный и прозрачный для населения продукт, становятся более востребованы, и постепенно соотношение долей рынка приблизится к показателям развитых стран. Конечно, этот процесс не будет быстрым и пройдет еще много времени, пока имидж МФО не выйдет на принципиально новый уровень. Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.