Россия не будет жертвовать ростом экономики ради сбалансированности бюджета

Государственная дума РФ приняла во втором чтении законопроект о новом бюджетном правиле, которое начнет действовать в рамках нашей финансовой системы с 1 января 2018 года. Будущие федеральные бюджеты будут строиться по новому правилу Это значит, что новая конструкция будет задействована при разработке федерального бюджета на 2019 год и предполагает под собой меры, разработанные для того, чтобы снизить зависимость от мировых цен на нефть и обеспечить сбалансированность бюджетных доходов. По этому документу предельный объем наших бюджетных расходов не может превышать сумму отечественных нефтегазовых доходов, которые рассчитаны, исходя из базовой цены на нефть, а также прогнозируемого курса российского рубля по отношению к доллару США. Кроме того, здесь будут учитываться обязательные расходы по обслуживанию государственного долга. Базовой ценой на нефть станет показатель в 40 долларов за баррель с ежегодной индексацией на два процента годовых, начиная с 2018 бюджетного года. Это нужно сделать, поскольку общий объем государственных резервов России сокращается, а любые дыры в федеральном бюджете закрываются либо из средств резервных фондов, либо путем увеличения госдолга. Доцент финансов РЭШ Олег Шибанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это логичная и правильная мера со стороны финансового сектора правительства России. Новое бюджетное правило позволит нам не рассчитывать на нефть «Это сделано для того, чтобы мы имели вполне понятную картинку динамики расходов и доходов федерального бюджета и чтобы мы не ориентировались в этом принципиально важном вопросе на слишком оптимистичный сценарий развития цен на нефть», - заключает Шибанов. Данный аспект является важным обстоятельством, учитывая, что нефтяные котировки имеют ярко выраженный волатильный характер, вследствие чего, разброс прогнозов поведения цен на нефть на ближайшие годы настолько широк, что может свести на нет все наши бюджетные планы. Соответственно, для того, чтобы не потерять государственные резервы в случае того, если цены на нефть упадут гораздо ниже оптимистичного прогноза, правительство вместе с Государственной думой решили заложить в основу нашего бюджета этот консервативный сценарий. «Ведь цены на нефть сегодня подвержены очень сильному давлению со стороны производителей сланцевой нефти из США, а также других добытчиков, в том числе и из числа картеля ОПЕК, который сегодня не до конца понимает, как сдерживать производство в африканских странах. И в этом плане консервативный сценарий, когда в качестве точки отсчета берется не самая высокая, но и не самая низкая цена на нефть, выглядит позитивно», - констатирует Шибанов. Здесь нужно заметить, что базовая цена в 40 долларов за баррель находится в контексте текущих значений на мировом рынке, которые образовались в последние три календарных года. Правительство не хочет, чтобы мы раздували наши бюджетные расходы «Так что, это абсолютно правильный подход, который направлен на то, чтобы мы не раздували расходы и не полагались здесь на временные доходы бюджета, которые, в любой момент, могут исчезнуть. И подобный возврат России к бюджетному правилу абсолютно адекватен текущим реалиям, которые существуют на мировом рынке нефти», - резюмирует Шибанов. Все это говорит о том, что Россия выстраивает свою бюджетную политику, отдавая себе отчет в ситуации, которая в последние годы происходит на мировом рынке углеводородов. Другой вопрос, что этот жесткий бюджет, позволяющий нашей стране преодолеть финансовые сложности, которые, совершенно точно, не оставят нас в ближайшие годы, вступает в определенное противоречие с задачей, поставленной президентом России Владимиром Путиным, по достижению среднемировых темпов экономического роста уже к 2020 году. «На самом деле, можно обеспечить экономический рост и в условиях такого жесткого бюджета при рекомбинации расходов. Здесь возможно перераспределение бюджетных средств от тех расходов, которые менее интересны, к тем, которые имеют больший потенциал. В общем-то, это и происходит сейчас в рамках нашего федерального бюджета», - заключает Шибанов. Россия становится на путь более эффективного расходования средств бюджета В этом плане можно вспомнить комментарии Счетной палаты по поводу эффективности расходов в нашей стране, в которых отмечается, что они должны быть серьезно повышены. Это, кстати говоря, давний и очень больной момент российской экономики, где инфраструктурные издержки на многие проекты очень высоки, даже учитывая огромный масштаб нашей страны и тот факт, что в отношении России сегодня действуют западные экономические санкции. «Так что, в рамках таких жестких бюджетных рамок нет каких-то прямых ограничений в плане будущего экономического роста нашей страны. Это скорее взгляд на то, что будущий рост в нашей стране должен обеспечиваться сбалансированным бюджетом», - констатирует Шибанов. По мнению Олега Константиновича, это гораздо более правильная политика, что та практика, когда цена на нефть повышаются, идет раздувание государственных расходов, а в момент их падения, идет лихорадочный секвестр расходных статей бюджета. Поэтому мы здесь реально снижаем нашу зависимость от среднегодовой цены на нефть на мировом рынке. «Просто вот сейчас цена на нефть сильно просела, и мы вынуждены решать проблему дефицита бюджета и возвращаться к практике внешних заимствований и секвестра его расходных статей, и это, безусловно, необходимо исключить в будущем», - резюмирует Шибанов.

Россия не будет жертвовать ростом экономики ради сбалансированности бюджета
© ФБА "Экономика сегодня"