«Русский стандарт» уходит в онлайн
Банк «Русский стандарт» продолжает реформировать бизнес путем сокращения издержек, все больше склоняясь к онлайн-модели. Другого выхода у банка нет, указывают источники “Ъ”, поскольку большая офисная сеть, нацеленная на продажу кредитных карт, уже не приносит прежних доходов. Однако в онлайн-нише уже есть признанные лидеры, и банку придется умерить амбиции относительно доли рынка, что не слишком нравится его основному акционеру Рустаму Тарико.
О том, что в «Русском стандарте» может существенно измениться концепция бизнеса, “Ъ” рассказали несколько источников, знакомых с планами руководства банка. По их словам, банк значительно сократит офисную сеть в Москве и других крупных городах с целью перенести основную часть операций в онлайн. Офисы оставят в основном для региональных клиентов, которые еще не привыкли к дистанционным услугам, и то на время, указывают источники. «Над сменой модели банк работает уже несколько лет, но пришла пора радикальных решений: новая концепция вскоре будет представлена на утверждение акционеру (Рустаму Тарико.— “Ъ”)»,— говорит один из собеседников “Ъ”.
Банку удалось сохранить бизнес во многом благодаря сокращению издержек после кризисных событий 2014–2015 годов, когда стали явными закредитованность населения, падение доходов от основной деятельности «Русского стандарта» — от продажи кредитных карт, рост просрочки, указывает один из собеседников “Ъ”. Действительно, получив рекордный убыток по международным стандартам отчетности (МСФО) в первом полугодии 2015 года (22 млрд руб.), «Русский стандарт» предпринял экстренные меры по оптимизации бизнеса, в частности более чем вдвое сократил персонал. Так, согласно ежеквартальным отчетам, среднесписочная численность персонала банка по состоянию на 31 декабря 2015 года составила 8,1 тыс. человек, тогда как годом ранее — 17,2 тыс. человек. К 1 января 2016 года банк более чем вдвое сократил офисную сеть (сейчас у «Русского стандарта», по его данным, 153 офиса, против 331-го на конец 2014 года) и все филиалы (по итогам 2014 года у банка было девять филиалов, а теперь их нет). Если в начале 2014 года портфель кредитных карт «Русского стандарта», основного продукта банка, по данным Frank Research Group, составлял 185 млрд руб., то сейчас — вдвое меньше.
О трудностях также говорит то, что за последнее время в «Русском стандарте» дважды сменился председатель правления. В мае прошлого года Дмитрия Левина, возглавлявшего «Русский стандарт» с 2001 года, сменил Илья Зибарев (см. “Ъ” от 17 мая 2016 года). Примерно в то же время банк покинули другие ключевые менеджеры, в том числе первый зампред правления Владимир Пышный. Рустам Тарико заявлял тогда, что кадровые перестановки продиктованы среди прочего изменениями на рынке розничного кредитования, которые требуют от банков большей скорости принятия решений, развития удаленных каналов и конкуренции с небанковскими игроками. Однако Илья Зибарев возглавлял банк всего год, и радикальных перемен в бизнес-модели «Русского стандарта» за это время не произошло. Два месяца назад главой банка стал Александр Самохвалов, ранее занимавший должность первого зампреда правления (см. “Ъ” от 5 мая).
Казалось бы, путь в онлайн для карточного «Русского стандарта» логичен и может вернуть банк к росту. По мнению аналитика АКРА Александра Проклова, безусловно, необходимо «отшлифовать» IT-систему, работу с курьерами и банками-партнерами, что сложно сделать эффективно за короткий срок. «Традиционный карточный бизнес уже не приносит прежней маржи, а банку надо развиваться,— комментирует он.— Пример Тинькофф-банка (изначально работал с клиентами дистанционно, без офисов.— “Ъ”), который выигрывает по прибыли у других розничных банков, говорит о том, что онлайн — верный путь, хотя и далеко непростой».
Препятствием на пути к онлайн-модели может стать, по словам источников “Ъ”, сам акционер банка Рустам Тарико. «Он опасается, что, основательно уйдя в онлайн, банк еще больше утратит свои позиции и станет незаметным на фоне других, более ярких игроков»,— пояснил один из собеседников “Ъ”. Именно поэтому решение о смене модели банка до сих пор не принято. «Отделения банка являются одним из основных каналов коммуникации с клиентами,— сообщили “Ъ” в пресс-службе “Русского стандарта”.— Более того, в рамках развития сети отделений банк открывает новые офисы».