Снижение рекламных бюджетов партий Эстонии: шанс для новых идей

ТАЛЛИНН, 15 июл — Sputnik, Андрей Игорышев. Очередной важный избирательный цикл (местных выборов осени 2017 года) пройдет в Эстонии на фоне резкого уменьшения рекламных бюджетов основных партий страны, сообщило эстонское издание Eesti Päevaleht. По сравнению с избирательной кампанией 2013 года нынешняя станет еще "беднее" — примерно в три раза. Если у четырех крупнейших партий Эстонии в канун местных выборов прошлого периода было более 4 млн евро, то сегодня эта величина едва достигает 1,5 млн евро. Все это делает весьма проблематичным проведение масштабной рекламной компании, когда нужный кандидат или партия должны быть видны на бесконечных уличных плакатах или в каждом телевизоре эстоноземельца. Снижение бюджетов также ставит неприятные вопросы перед крупными СМИ и рекламными агентствами, традиционно рассчитывавшими заработать на предвыборном периоде. Очевидно, что каждая из партий, идущих на выборы, теперь с удвоенной энергией будет следить, как расходуется ее рекламный бюджет, и тратить его рачительно. Единственная парламентская партия, которая не потеряет ни евро в нынешней избирательной компании — оппозиционная Свободная партия, так как по состоянию на 15 июля она в выборах участвовать не планировала. Бедная партия — богатые идеи По мнению исполнительного директора рекламного агентства Studio of Marketing Юри Кивита, уже пять лет назад стало понятно, что традиционная реклама — это пустая трата денег. "Информация движется от потребителя к потребителю по социальным сетям, по-прежнему работает и работает успешно принцип "сарафанного радио", а высокобюджетные кампании отходят на второй план", — сообщил он Sputnik Эстония. По его словам, наступает интересное время, когда соревноваться будут не рекламные бюджеты партий и не пустые лозунги, а идеи. "Кому есть, что сообщить своим избирателям, — ничего не потеряют", — уверен он. В этом он видит большой плюс информации о худобе партийных "кошельков". С другой стороны, публицист и главный редактор портала Rodina.ee Аллан Хантсом сообщил Sputnik Эстония, что сомневается в "окне возможностей" для небольших партий, которые раньше не могли тягаться с финансовыми возможностями больших партий. По его мнению, даже самые интересные идеи требуют смелости, а с этим у многих непарламентских партий — проблема. Он убежден, что скорее "киты эстонской политики" сумеют провести перестройку своих планов и принять оригинальные творческие идеи, чем что-то информационно яркое и самостоятельное продемонстрируют партии, все еще застрявшие на уровне очередных пленумов, собраний и резолюций при голосовании поднятием руки. В таких партиях мало современных специалистов, людей с широким горизонтом восприятия новой инфореальности, а значит, весь пар таких компаний уйдет в свисток. Точнее, в очередные инфолистки, развешаныне у подъездов домов. Журналистика в Эстонии и так уже "ниже плинтуса" При этом эксперты согласны, что со стороны СМИ в новых условиях будет больше попыток отработать исчезающие гонорары и рекламу через "черный пиар", использование всевозможных информационных ухищрений и приемов, чтобы только выманить у партий и их кандидатов деньги. На примере недавней избирательной кампании выборов президента США и Кивит, и Хантсом убеждены, что "информационная грязь", различного рода фейки и инфобросы также станут обычным делом осенью нынешнего года. Впрочем, добавляют они, журналистика Эстонии уже и так находится "ниже плинтуса", чтобы падать еще ниже. Хантсом признал, что у обывателя совсем мало возможностей отличить ложь от правды и разобраться, кто прав, а кто виноват, поэтому на это и будет делаться расчет в стремительных инфонаскоках на оппонентов. Кивит уверен, что при такой стремительной сужении рекламных бюджетов главными проигравшими в борьбе за деньги партий окажутся солидные СМИ и рекламные агентства, которые будут не готовы торговать своим статусом. Он прогнозирует, что свой шанс получат социальные сети и независимые инфоресурсы, которые работают в Интернете. Их гибкая и часто беспринципная редакционная политика позволяет им идти на многое ради договора с клиентом — идет ли речь о рекламе товаров или партийных кандидатов.

Снижение рекламных бюджетов партий Эстонии: шанс для новых идей
© Sputnik Эстония