Войти в почту

Талоны на еду помогут бедным, но не решат проблем бедности

Сегодня в финансовой политике стоят две, казалось бы, взаимоисключающие задачи. Первая — любой ценой продолжать таргетирование инфляции (то есть режим денежно-кредитной политики, конечной целью которой заявлена ценовая стабильность) и пресекать попытки брать какие-то дополнительные деньги из бюджета. Вторая — поддержать сильно обедневшее за годы кризиса (почти на десять процентов) население, вынужденное экономить на всем, даже на еде. Правительство предложило алгоритм к одновременному решению обеих задач — раздавать малоимущим не дополнительные деньги на продукты, а дополнительные продукты под гарантированный финансовый кредит государства. Этот алгоритм — программа адресной продовольственной поддержки россиян, оказавшихся за чертой бедности. Стоимость ее, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, 240 миллиардов рублей в год и охватит она 15 миллионов человек. Реализация инициативы, скорее всего, начнется в будущем году, а в полную силу она заработает в 2019-м. Суть помощи: на именную карточку (электронным платежным документом станет карта «Мир») будут начисляться баллы для покупки продуктов по строго определенному перечню у отечественных производителей. Никакого импорта, все свое, качественное, свежее: картофель, овощи, мясо, рыба, молочная продукция, растительное масло, крупы, макаронные изделия. Включены в перечень семена, саженцы, корма для животных. Государство будет выделять каждому участнику программы десять тысяч рублей в год (около 800 рублей в месяц). Причем расходовать деньги необходимо полностью — на следующий месяц они не переходят, сгорают. Задумка хороша во всех отношениях. В социальном — прямая, непосредственно адресная поддержка. В экономическом отношении не увеличивается движение денежной массы — нет риска инфляции. «На каждом вложенном в программу рубле заработаем полтора-два», — заверил министр. Адресная поддержка в форме продовольственных карточек должна была заработать еще в прошлом году. Но все переносилась — Минфин, одобривший программу, не мог найти денег. Странно, конечно. Только в марте — апреле Россия приобрела американских ценных бумаг под два процента годовых на 18,5 миллиарда долларов. А на продовольственные карточки, обещающие 200 процентов годовых, третий год денег не находится. По размеру МРОТ мы опустились в рейтингах с 75-го на 94-е место» НАЗАД В СССР ИЛИ ВПЕРЕД В США Отсутствие средств не единственная причина двухгодичной стартовой задержки. Вторая — неадекватная реакция наиболее активной части общества на саму идею продовольственных карточек, или талонов. Ее восприняли как курс «назад в СССР», к «талонам Горбачева», к «равенству в нищете» и отказу от либеральной экономики. Видимо, у страха действительно глаза велики. Распределительные карточки отнюдь не новация СССР. Они — традиционный инструмент достаточно справедливой системы обеспечения населения дефицитными товарами и регулирования спроса. Впервые карточки в России появились сто лет назад, в 1916 году — в пору провалов и на фронтах, и в экономике. Тяжелейшая разруха после Гражданской войны тоже вынудила вернуться к карточкам, что спасло миллионы людей. В годы Второй мировой войны все страны — основные ее участники — ввели жесткое распределение основных товаров и продуктов. Напомню, что после победы СССР первым отменил карточки — еще в 1948 году. Япония отказалась от карточной системы в 1949 году, а от госконтроля над ценами — в 1952-м, Англия — в 1953-1954 годах. Карточки и талоны давали лишь право на приобретение продуктов. За сами товары расплачивались живыми деньгами. Продуктовая карточка, или талон (говорят, появится нейтральное — сертификат), — это бесплатная раздача еды бедным, не имеющим денег, чтобы купить ее в обычном порядке. Если «талон Горбачева» решал проблему дефицита вещей, то будущему сертификату благотворительности придется решать проблему безденежья. Наиболее удачной формой адресной поддержки, прежде всего продуктовой (чтобы жить, человек должен более или менее нормально есть), считается американская программа льготной покупки продуктов. В мире она больше известна как food stamps — программа продуктовых талонов (если буквально — «продуктовых марок»), действующая без малого 90 лет — с 1939 года по инициативе президента Рузвельта, искавшего способ накормить разоренных кризисом американцев. Когда-то программа охватывала четыре миллиона американцев, а в 2009 году, когда Обама занял Овальный кабинет, уже 28,2 миллиона. По официальной статистике, уровень бедности в США определяется весьма просто: прожиточный минимум умножается на коэффициент 2,5 и немногим превышает тысячу долларов в месяц. Для домохозяйств (семей) различного состава устанавливаются различные уровни бедности. Если доход американца меньше 700 долларов в месяц, то он уже за уровнем нищеты. За чертой бедности живет около 47 миллионов человек (14,3 процента населения). Характерна структура бедности: за ее чертой живет всего 2,6 процента работающих американцев и 6 процентов пенсионеров (кому за 65). Более 90 процентов официально бедных и нищих имеют свое жилье, по крайней мере, один автомобиль, компьютер с Интернетом, мобильную связь. Им помогают государство, штат, социальные и филантропические общества. Виды помощи — банковские чеки, продуктовые талоны, бесплатные вещи, посещения ресторанов, кинотеатров и прачечных. С 1974 года программа food stamps стала общенациональной. По данным штатовского минсельхоза (куратора программы), 49 процентов ее участников — дети, две трети которых живут в неполных семьях. Пожилых (от 60 лет) — 6 процентов. 76 процентов средств направляется в домохозяйства, где есть дети, 16 процентов — где есть ветераны, 9 процентов — где есть инвалиды. Размер среднемесячного пособия — 126,2 доллара на человека, 257 долларов на домохозяйство. Деньги перечисляются на карточки и должны использоваться в течение месяца исключительно на продукты. ВСЯ ХИТРОСТЬ В СЧЕТЕ Россия по формальным показателям среди благополучных стран с наименьшим количеством бедных, а по прожиточному минимуму среди самых неблагополучных. Вся хитрость в счете. В западных странах уровень бедности — 60 процентов средней зарплаты. Это для них прожиточный минимум. У нас уровень жизни определяется по стоимости потребительской корзины: включает в себя стоимость продуктовой корзины (50 процентов) и других обязательных расходов на товары и услуги. Это условно рассчитанная по весьма неоднозначным методикам величина, при желании легко корректируемая. При низком «пороге», понятно, ее и перешагнуть легче. В ЕС уровень бедности определяется не только по доходу, но и по наличию материальных благ. Европейское статистическое агентство выделяет девять видов материального благосостояния: возможность питаться мясом (рыбой, птицей), наличие автомобиля, стиральной машины, телевизора, телефона, возможность хотя бы неделю проводить вдали от дома, оплатить непредвиденные расходы, поддерживать в квартире необходимую температуру. Если отсутствуют хотя бы три показателя, то семью надо считать бедной. Действует гибкая и эффективная система помощи таким семьям. Например, в Германии безработная семья с двумя детьми получает пособие (1,1 тысячи евро в месяц), квартиру до 90 квадратных метров, бесплатные коммунальные услуги и многие другие льготы. Надо признать, что не все работающие обеспечены лучше безработного. Таких 1,3 миллиона человек — к их зарплате добавляются социальные пособия по бедности. Уточним, Германия не самая социальная страна. Почти радужную картину социального евроблагополучия в последнее время портят мигранты. Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов убежден, что реальные показатели бедности в Европе гораздо выше, чем озвучивает Евростат. В последние годы уровень жизни снижается даже в Германии, которая успешнее всех вышла из кризиса и борется с бедностью. Но, по мнению бюрократии Евросоюза, методы этой борьбы ошибочны. Они действительно отличны от политики самого Евросоюза, направленной фактически на демонтаж социальных государств. Германия же предпочитает оставаться «неправильной» и опекать своих граждан. Она, пожалуй, единственная страна ЕС, которая снижает количество бедных: в 2008 году их было 20,1 процента, в 2011-м — 19,9, в 2012-м — 19,6, в 2016-м — 16 процентов. ЕДА СЪЕДАЕТ ДОХОДЫ Россия, вероятно, одна из крупных стран, в которой МРОТ (минимальный размер оплаты труда) существенно ниже прожиточного минимума. Работай не работай — на обед не заработаешь. Зарплату, не позволяющую прокормиться, получает почти 800 тысяч человек, две трети из которых — бюджетники. Прокормят ли всех продовольственные карточки, извините, сертификаты? «Бессмысленный вопрос. Программа продовольственной помощи в США, на которую у нас все ссылаются, — лишь часть комплексной социальной поддержки населения. И у нас она должна быть частью социальной политики, — считает член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин. — Сама по себе она и нужна, и полезна. Идея хорошая — дать дополнительно на еду десять тысяч рублей в год. 800 рублей в месяц хватит на один скромный поход в магазин. Но в условиях обрушения доходов россиян такая поддержка мало что изменит. Незамедлительного решения требуют, по крайней мере, две принципиальные проблемы: изменить расчет стоимости потребительской корзины и повысить минимальный размер оплаты труда. Правительственные эксперты исходят из странной логики — приравнивают стоимость питания ко всем остальным затратам: на услуги, одежду, обувь, связь, обязательные выплаты. Этот подход вызывает обоснованное недоверие — Правительство в прошлом году трижды снижало стоимость потребительской корзины, вместо того чтобы поднять МРОТ до ее уровня. Это автоматически уменьшало статистическое количество бедных, хотя при подобных рокировках их становится только больше. По размеру МРОТ мы опустились в рейтингах с 75-го на 94-е место — уступаем даже Гондурасу. Чтобы поднять МРОТ (7,8 тысячи рублей) до прожиточного минимума (9,7 тысячи рублей), особо тратиться не придется — нагрузка составит 0,3-0,4 процента ВВП». Чтобы жить, как известно, нужно есть. Питание превратилось в самую затратную статью семейного бюджета. По опросам Левада-Центра, 71 процент россиян изменили потребительские запросы и вынуждены экономить на еде и самом необходимом. 58 процентов заявили, что тратят на питание более половины доходов. Это показатель быстрого обеднения населения — продукты съедают доходы. Высокие расходы на питание — показатель недоедания, а не переедания. Главная проблема россиян — это нездоровое, плохое питание и недоедание. Его следствие не только дефицит витаминов и минералов, но и белковая недостаточность. Около семи процентов призывников приходит в армию с дефицитом веса. И прежде чем они начнут служить, их нужно элементарно подкормить. По данным ВОЗ, белково-калорийная недостаточность отмечается у 3-5 процентов российских детей, в странах еврозоны — у 0,3-0,8 процента детей. Продовольственные карточки, конечно, радикально не изменят качество питания неимущих россиян, но несколько улучшат его. Помощь даже одному человеку уже благое дело. По опросу ВЦИОМ, 78 процентов россиян одобряют продовольственные карточки, 19 — не согласны с их введением. Понятно, они одобряют саму идею помощи. О том, как ее лучше реализовать, чтобы она не обернулась очередной финансовой схемой увода бюджетных средств, спорят пока только профессионалы. Многих экспертов беспокоит введение в традиционный оборот «деньги — товар» еще и неких баллов. «Какие еще баллы! По Конституции единственный денежный знак — рубль, зарегистрированный Центробанком. Баллы — это тоже слегка закамуфлированные деньги, эрзац-деньги. Почему просто не перечислять на счета людей нормальные, как это делается в США? — недоумевает профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов. И сам же себе отвечает: — Видимо, готовится какой-то маневр, чтобы преодолеть сопротивление ЦБ, который делает все возможное и невозможное, чтобы жестко удерживать денежную эмиссию и денежный оборот…» В этом маневре пока толком не разобраться. К сожалению, не удалось понять и самое главное — кто из россиян будет допущен к программе продовольственной помощи, успешно пройдя «фильтр бедности». Если судить по разъяснениям Минпромторга и Минсельхоза, то карточки (сертификаты) получат россияне, живущие за чертой бедности, доходы которых ниже прожиточного минимума. «Вероятно, критерий будет именно таким. Программа только разрабатывается и все ее детали пока неизвестны, — констатирует первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова. — Неясно пока, сколько средств будет выделено на нее. Но начинать ее надо с пилотного проекта. Он и будет проведен с категорией самых неимущих и больше всех нуждающихся в помощи. Если все пойдет хорошо, количество россиян, получающих продовольственную помощь, уверена, будет увеличиваться. Но начинать реализацию программы нужно уже сейчас. И главное, предусмотреть защиту программы от манипуляции нечестными людьми…» Леонид Левицкий

Талоны на еду помогут бедным, но не решат проблем бедности
© Парламентская газета