Тенденции Нижегородцы в первом полугодии 2017 года стали покупать лекарств больше, чем в первые шесть месяцев 2016 года. Потребительский спрос, в том числе, стимулируют аптеки-дискаунтеры. Растущий региональный рынок привлекает федеральных игроков, которые достигли максимума своего развития в столицах и намерены развиваться за счет локальных сетей. Стимул для лечения По итогам первого полугодия 2017 года аптечный рынок лекарственных препаратов Приволжского федерального округа (ПФО) вырос на 14% к аналогичному периоду прошлого года до 73,3 млрд руб. Такие данные приводит DSM Group. Рост фармацевтического рынка в натуральном выражении за этот же период составил 8%. За шесть месяцев в Приволжье было реализовано более 429,2 млн упаковок лекарств. По темпам роста фармацевтического рынка в денежном выражении динамика ПФО близка к общероссийской — плюс 15% к первому полугодию прошлого года (емкость рынка — 412,78 мдрд руб.). При этом по динамике проданных лекарств Приволжье слегка отстает: в России за шесть месяцев было реализовано на 13% больше упаковок препаратов, чем за аналогичный период предыдущего года (более 2 млрд). По данным DSM Group, доля Приволжского федерального округа в фармацевтическом рынке России незначительно снижается как в натуральном, так и в денежном выражении. Если в 2015 году на долю округа в рублях приходилось 18,6% российского аптечного рынка, то к настоящему моменту доля округа снизилась на 17,8%. В упаковках на ПФО в структуре фармрынка России в 2015 году приходилось 20,7%, теперь — 19,6%. Лидером по объему продаж лекарственных средств (ЛС) в Приволжском федеральном округе с 2016 года является Нижегородская область, до этого момента по реализации препаратов ее опережали Самарская область и Башкирия. Сейчас на долю Нижегородской области в структуре аптечного рынка Приволжья приходится 16% в рублях и почти 18% в упаковках. Емкость фармацевтического рынка региона по итогам первых шести месяцев 2017 года составила 11,8 млрд руб. — на 5% выше показателей аналогичного периода прошлого года. За это время жители региона купили 76,8 млн упаковок ЛС — на 12% больше, чем за шесть месяцев 2016 года. Нижегородцы отдают предпочтение отечественным препаратам — покупают их в 60% случаев, но в рублях доля продаж импортных лекарств выше — 8,1 млрд руб. против 3,7 млрд руб. На оригинальные препараты за шесть месяцев 2017 года жители Нижегородской области потратили 3,8 млрд руб., купив 8,8 млн упаковок, на дженерики — 7,9 млрд руб. (68 млн упаковок). При этом средняя стоимость оригинального ЛС в регионе в 3,7 раза выше стоимости дженериков и в среднем составляет 438,3 руб. Директор по аналитике RNC Pharma Павел Расщупкин отмечает, что по его данным динамика аптечного рынка Приволжья более сдержанна: рост составил 10% к аналогичному периоду прошлого года. «В равной степени рост рынка в деньгах подгоняет инфляция и прирост рынка в натуральном выражении. Плюс положительную динамику поддерживает достаточно большое количество дискаунтеров, работающих в округе и стимулирующих спрос на лекарства», — поясняет господин Расщупкин. Регионы вливаются в центр В 2017 году на фармацевтическом рынке Нижегородской области произошли изменения. В июле группа компаний «Эркафарм», которая владеет сетями аптек «Доктор Столетов» и «Озерки», начала сделку по покупке объединенной аптечной сети «Радуга — Первая Помощь — Ладушка», которая контролируется группой «Роста» Давида Паникашвили. Сделку стороны планируют закрыть до конца года. Ее стоимость не раскрывается. На долю «Ладушки» в Нижегородской области в данный момент приходится около 10% аптечного рынка, она входит в тройку крупнейших аптечных сетей региона. Отметим, что это уже вторая перепродажа аптечной сети с нижегородскими корнями за последние два года. «Роста» покупала «Ладушку» и «Аптеку района» (270 аптек-дискаунтеров в 27 регионах России) у нижегородских бизнесменов во главе с Александром Шалуновым в 2015 году. Тогда по оценкам экспертов стоимость сделки могла достигать 1,5 млрд руб. С покупкой доля «Росты» на российском аптечном рынке увеличивалась до 3%. Теперь вице-президент «Росты» Александр Тарасов, комментируя причину продаж розничной аптечной сети, сообщил, что сделка «обеспечит капитал, необходимый для развития дистрибьюторского бизнеса» группы. «Эркафарм» с покупкой «Радуги — Первой Помощи — Ладушки» планирует создать объединенную аптечную сеть, которая станет «крупнейшим игроком рынка». В «Эркафарм» сейчас входят 402 аптеки на территории Центрального, Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов, общая выручка которых за 2016 год составила 26,7 млрд руб. С покупкой аптечной сети «Роста» «Эркафарм» выйдет на Урал, в Западную Сибирь и на Дальний Восток. Предполагается, что часть аптек ОАС будет перебрендирована в «Доктор Столетов» и «Озерки». Павел Расщупкин отмечает, что этот тренд наблюдается на российском фармрынке уже более пяти лет. «Это естественное развитие системы: слабые уходят, сильные остаются. Россия постепенно движется к западной модели с несколькими крупными ритейл-операторами на всю страну. Рано или поздно в развитии крупной сети наступает момент, когда для дальнейшего роста необходим выход в соседние регионы, что зачастую происходит за счет покупок локальных сетей или крупных объединений. Помимо этого, активно развиваются и фармассоциации, которые берут под свое крыло небольшие сети и единичные аптеки, создавая тем самым „виртуальные крупные сети“. Участникам ассоциаций легче конкурировать с федеральными сетями и продолжать свое развитие. Поэтому будущее российского розничного фармрынка за крупными игроками. Исключением могут стать отдельные регионы со сложной географией, где работать федеральным сетям по финансовым соображениям не интересно», — рассуждает господин Расщупкин. Пока же в Нижегородской области, как и во многих других регионах России, 50% рынка приходится на локальные сети, добавляет Павел Расщупкин. Связано это с тем, что федеральные сети начинали развитие с Москвы или Санкт-Петербурга, а «географическую экспансию оставляли на втором плане». «Однако подобная ситуация рано или поздно изменится, так как в большинстве случаев у локальных сетей попросту не хватает ресурсов для сопоставимого с федеральными сетями роста. Вполне вероятно развитие событий, при котором в течение пяти лет большинство локальных сетей войдут в состав крупных федеральных игроков», — прогнозирует аналитик, добавляя, что сейчас же активному захвату рынка федеральными сетями препятствует высокий уровень конкуренции, нехватка кадров и особенности лицензирования деятельности. Александра Викулова

Таблетка привлекательности
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде