Бюджет и льготы: экономист объяснил "взлет" нефтяных пошлин в РФ

Повышение пошлины на экспорт нефти‍ с 1 октября увеличена до $87,9 за тонну со стороны Минэкономразвития связано с ростом стоимости сырья на мировых биржах. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал аналитик нефтегазовой отрасли Дмитрий Адамидов. "Рост экспортной пошлины на нефть не экстраординарный и вполне естественный, его обеспечил рост цены этого сырья на мировых биржах. Пошлина рассчитывается по специальной формуле, в которой есть специальные пороги, оговаривающие рост или снижение пошлины в зависимости от стоимости барреля на рынке. Так как в последнее время нефтяные цены выросли, пошлина рассчитывается и учетом нового порога, оттуда и рост. Нынешняя система пошлинных "качелей" относительно неудобна для производителей, так как усложняет планирование работы даже на несколько месяцев, не говоря уже о более масштабных сроках. В зависимости от нынешней конъюнктеры добытчики решают, куда девать полученное сырье – на нефтеперерабатывающие заводы или за границу. Если на экспорт, то по какому маршруту, чтобы сэкономить на пошлинах. Но такая система стала компромиссным решением для компаний и российского бюджета", - отмечает специалист. Экспортная пошлина на нефть в России, согласно данным Минэкономразвития, с 1 октября повышена на $3,8 - до $87,9 за тонну. При этом льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, осталась на прежнем уровне – ее обнулили с 1 февраля 2015 года. Пошлина на высоковязкую нефть с 1 октября повысилась до $13,6 с $12,9 в сентябре. "Чтобы понять пороговую систему, можно взять в пример времена, когда нефть на бирже торговалась выше 100 долларов за баррель. После уплаты экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) добывающим компаниям оставалось порядка 8-10 центов с каждого доллара прибыли. Все остальное направлялось в бюджет. Но когда биржевые цены пошли вниз, пороги отрегулировали разницу. Государство по-прежнему получает максимум возможного с добытого сырья. Однако система построена так, чтобы компаниям оставался определенный уровень дохода, позволяющий развиваться и продолжать добычу при любых биржевых котировках. Возможно, кто-то такой системой и не доволен, но после дела ЮКОСа все поняли бесперспективность "перетягивания одеяла на себя", - подчеркивает специалист. Экспортные пошлины взять и отменить По данным Минфина РФ нефть Urals за период мониторинга с 15 июня по 14 июля 2017 года составила 45,66 доллара за баррель, или 333,3 доллара за тонну. Между тем, на 1 октября баррель на мировых биржах уже вырос до 57,5 доллара, несмотря на все прогнозы по "откату" котировок на прежние уровни. В формуле расчета экспортной пошлины просто применили новые значения, что повысило итоговый результат. Меж тем, еще в конце 2016 года в Минфине заявили, что намерены к 2022-2025 году вообще обнулить экспортные пошлины – отказаться от этого налогового инструмента. Объясняли это необходимостью выравнивания ценовых условий на внутреннем и внешнем топливных рынках, а также спором с Белоруссией вокруг возврата части пошлины за экспортируемые страной нефтепродуктов из российской нефти. К тому же в Минфине считают, что федеральный бюджет не может формироваться на треть за счет пошлин на энергоресурсы. "Минфин просто "перельет" финансы из одного налога в другой – в НДПИ. Причем если экспортная пошлина взимается только с поставляемых за рубеж объемов, то НДПИ со всего добытого сырья. Подобный маневр создаст ненужную "волну" на российском топливном рынке, повлияв на стоимость бензина и других видов жидкого топлива. В итоге может создаться ситуация, при которой отчитавший о "размазывании" пошлины в НДПИ и топливном акцизе, в Минфин придут аграрии с жалобами, что не хватает денег на топливо для посевной или уборочной кампании. Следом придет авиация и ряд других. И получится, что целый ряд отраслей придется дотировать. "Нефтянка" просит одного: урегулировать правила игры на обозримый, но долгий период. Но для Минфина это три года. Для нефтяной промышленности "долго" – это 50 лет. Последний "нефтяной маневр" пятилетней давности был относительно удачным для обеих сторон. Ломать эту систему перекроем налоговых рычагов кажется не самой удачной идеей", - заключает Дмитрий Адамидов.

Бюджет и льготы: экономист объяснил "взлет" нефтяных пошлин в РФ
© ФБА "Экономика сегодня"