За «ВИМ-Авиа» ответит вся отрасль

Елизавета Кузнецова о правилах игры государства с проблемными авиакомпаниями:

Когда стало ясно, что этой осенью мы проводим в последний путь еще одну авиакомпанию — «ВИМ-Авиа», у меня, как и у многих, возникло стойкое дежавю. Заявления руководства перевозчика об отсутствии денег на продолжение работы, организация чрезвычайного штаба с участием чиновников, паника туроператоров, просьбы о помощи в вывозе пассажиров — все это мы видели и осенью 2015 года, только с «Трансаэро».

К счастью кредиторов и регуляторов, у «ВИМ-Авиа» оказалось раз в десять меньше пассажиров, а долги исчисляются не сотнями миллиардов, а всего лишь одним десятком. Переложив спасение компании на плечи отрасли, совладельцы «ВИМ-Авиа» супруги Мурсекаевы спешно покинули страну — как и акционеры и руководители «Трансаэро» два года назад.

Но дальнейшее развитие событий показало, что все авиакомпании равны, «но некоторые равнее». Как только владельцы «ВИМ-Авиа» выехали за рубеж, Следственный комитет РФ тут же возбудил дело о мошенничестве. «Трансаэро» нет уже почти два года, но об уголовном деле в отношении ее руководства стало известно лишь этой весной: неустановленных должностных лиц заподозрили в мошенничестве с относительно небольшим займом Альфа-банка на 350 млн руб. Остальные участники процесса, другие банки, лизингодатели и прочие партнеры дел не инициируют. Возможно, понимая, что сами — по доброй воле или чьей-то настойчивой просьбе — способствовали созданию финансового пузыря «Трансаэро», и кто знает, какие вопросы могут возникнуть?

Однако и государство не мешало владельцам и менеджерам тогда второй авиакомпании страны уйти со сцены без шума и с достоинством, странным для столь критической ситуации. Только первый вице-премьер Игорь Шувалов разок аккуратно порекомендовал силовикам посмотреть, «насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы» «Трансаэро». В предвыборный год все жестче: уже была и критика президента в адрес главы Минтранса Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича, выглядевшая справедливой, но запоздалой.

Крах «Трансаэро» — первый с 2008 года уход крупного перевозчика — оценивался как потрясение для отрасли, конкуренты зарекались не повторять ее ошибок, хотя бы в части демпинга. Но остановка «ВИМ-Авиа» уже выглядит как фарс. Хотя бы потому, что «Трансаэро» встала на фоне спада перевозок, не справившись с кредитами и платежами, а «ВИМ-Авиа» рухнула на растущем рынке.

Но источники в отрасли опасаются, что этим дело не ограничится, считая, что во второй десятке авиакомпаний остался еще не один перевозчик в плачевном состоянии. Теперь во избежание новых вопросов превентивные жесткие меры могут начать применять при малейших признаках проблем. Но приведет ли это к качественным изменениям в отрасли — вопрос открытый.