Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро
Предложение В связи с падением добычи нефти в Северном море на мировом рынке энергоресурсов уже не первый раз звучит предложение включить в бенчмарк Brent новые сорта нефти. Мария Кутузова ("Нефть и газ". N 130 от 20.07.2017) Один из вероятных претендентов -- популярное и в Европе, и в странах АТР российское сырье. Но на скорую реализацию такого предложения рассчитывать не стоит. Urals, несмотря на востребованность, отличается от североморской марки нефти высоким содержанием серы. Европейский бенчмарк на ближайшие годы сможет поддержать включение в него сырья с норвежского месторождения Troll. Вице-президент по трейдингу и поставкам предложил включить российский сорт нефти Urals в бенчмарк Brent. По словам топ-менеджера, на фоне падения добычи в Северном море нужно поддержать этот сорт, добавив в корзину нефть, извлекаемую за пределами старейшей европейской нефтяной провинции. Сокращение физических объемов добываемой нефти, составляющей главный для европейского рынка бенчмарк, создает серьезные риски возможных манипуляций. Brent должен измениться за счет расширения корзины и включения в нее других сортов нефти. И русский Urals, который сегодня в больших объемах идет на европейские НПЗ, по мнению Shell, лучше всего подходит для этих целей. Это уже не первое подобное предложение создать релевантный бенчмарк, выходящий за пределы Северного моря. Еще в 2014 году глава крупнейшего мирового нефтетрейдера Vitol Ян Тэйлор выдвинул идею включить в Brent африканские, казахстанские, российские и даже американские сорта. Но на пути такого нефтяного "слияния" есть препятствия. Нефть сорта Brent -- легкая и малосернистая, благодаря ее переработке получается больше светлых нефтепродуктов, тогда как основной российский сорт Urals относится к среднесернистому и традиционно торговался с дисконтом к североморскому. Тем не менее этот эталонный, маркерный сорт неизбежно будет эволюционировать по мере исчерпания запасов зрелых месторождений Северного моря. С 1 января 2018 года ценовое агентство Platts собирается включить в этот бенчмарк североморскую нефть норвежского месторождения Troll (оператор компания Statoil), что позволит увеличить на 20%, или 200 тыс. баррелей нефти в сутки, объемы торгуемой на рынке нефти сорта Brent и поддержит его в ближайшие десять лет. Более того, в ходе Московского энергетического форума S&P Global Platts представители ценового агентства предупредили: благодаря включению нефти этого норвежского месторождения в бенчмарк качество сорта улучшится и Platts будет настаивать на премии к цене торгуемых с начала следующего года объемов сорта Brent. Нефтяной потоп Существенное влияние на стоимость нефти разных марок оказывает "сланцевая революция" в США. "Это серьезные перемены: нефть из Соединенных Штатов пришла на мировой рынок и стала привлекательной для потребителей",-- говорит Джонти Рашфорта, эксперт S&P Global Platts. Еще несколько месяцев назад эксперты недооценивали потенциал экспортных поставок из США, предполагая, что они вряд ли будут значительными. Но нефть США стали охотно закупать крупные импортеры, в том числе главный мировой потребитель нефти -- Китай. Несмотря на замедление динамики роста китайской экономики, за последние десять лет объемы импорта в КНР выросли в три раза. При этом российская смесь ESPO (Eastern Siberia Pacific Ocean), поставляемая по трубопроводу ВСТО, оказалась одной из самых востребованных на рынке АТР. В последние годы японцы покупали российское углеводородное сырье даже для производства электроэнергии. Но сейчас главным покупателем российской нефти, идущей на экспорт в восточном направлении, стал Китай. По данным "Роснефти", по итогам прошлого года поставки нефти в АТР выросли на 8,6%, до 43,1 млн тонн, и российские компании сравнялись с Саудовской Аравией по объемам поставок нефти в Китай. Экспорт легкой малосернистой нефти США на мировой рынок привел к тому, что спред между такими сортами, как Brent и Dubai, Urals и CPC (нефть Каспийского трубопроводного консорциума), достиг минимума. Например, сернистые сорта нефти (Dubai, Urals) оказались в большей степени востребованы и продаются сегодня с гораздо меньшим дисконтом, чем несколько лет назад. "Сравнив динамику американской WTI и ближневосточной Dubai, мы видим, что существенный рост добычи в США привел к тому, что сегодня легкие сорта американской нефти стали торговаться дешевле высокосернистой нефти Ближнего Востока",-- отмечает Джонти Рашфорт. Это, в свою очередь, серьезно влияет на экономику мировой нефтепереработки. В выигрыше оказались современные или прошедшие модернизацию НПЗ, которые могут работать с тяжелыми сортами нефти. Недоверчивые потребители По словам Александра Ершова, главного редактора новостей товарных рынков и энергетики русской службы Reuters, нефтеперерабатывающие заводы стараются использовать как можно больше дешевого сырья. "Urals отлично подходит для европейских нефтепереработчиков. Здесь много современных НПЗ, адаптированных к переработке российской нефти. Переход на другие сорта для нефтепереработчиков непростой процесс, требующий значительных инвестиций. Поэтому бывали в недавнем прошлом и такие моменты, когда Urals торговался с премией к Brent. Российского сорта на европейских рынках уже давно гораздо больше, чем Brent",-- говорит эксперт. Но, считает он, Urals вряд ли станет эталонным сортом в ближайшее время: дело не объемах, а в доверии. По его мнению, у Urals был шанс стать эталонным сортом благодаря проекту, который планировала, но не реализовала группа "Сумма" Зиявудина Магомедова со структурой крупного нефтетрейдера Vitol по строительству терминала и хранилища российской нефти в Роттердаме. Поставки должны были стартовать из Приморска в 2017 году, но этого не случилось. Основной причиной стало то, что российские ВИНК отказались гарантировать загрузку терминала "Суммы". "Если бы такой проект удалось реализовать, уже через месяц все торговали бы по датированному Urals и о Brent никто бы даже не вспоминал",-- считает господин Ершов. Сейчас Urals доминирует в Европе, но, если сорта аналогичного качества будут продаваться в течение долгого времени дешевле, европейские НПЗ могут перейти на них. Например, сорт Kirkuk, поставляемый из Курдистана, активно конкурирует сегодня с российской нефтью в Европе. Польша, которая долгое время была крупным покупателем российской нефти, недавно на несколько месяцев отказывалась от закупок из России. Одна из причин -- низкие издержки на фрахт. Польским компаниям удалось дешево доставить ближневосточную нефть на рынки Балтики, несмотря на большое транспортное плечо. Российский Urals, в свою очередь, двинулся на премиальные азиатские рынки, в частности в Юго-Восточную Азию. Что касается Brent, то в связи с предстоящими изменениями произойдет перераспределение влияния добывающих компаний в этом регионе. Благодаря включению в бенчмарк Brent нефти месторождения Troll у Statoil будет самая большая доля в добыче нефти, формирующей сорт: норвежская компания с начала 2018 года превзойдет концерн, лидировавший в этом показателе несколько десятилетий,-- Shell. Однако в регионе формирования Brent осталось не так много месторождений с легкой нефтью, подобной Troll. Несмотря на это, Platts не планирует в ближайшие годы возвращаться к вопросу о добавлении новой нефти, добываемой в других нефтяных провинциях мира. А те месторождения, которые будут в ближайшее время вводиться в эксплуатацию в Северном море (например, крупнейшее месторождение Юхан Свердруп компании Statoil) значительно отличаются по качеству от нефти, составляющей корзину Brent. А значит, рынку снова придется искать пути поддержки, пожалуй, самого знаменитого бенчмарка в мире.