Экономики регионов отличаются в 93 раза

Минфин озабочен серьезным разрывом в доходах, налоговой базе, уровне жизни и в целом в экономическом развитии регионов. Разрыв по уровню валового регионального продукта между максимальным и минимальным значением составляет 93 раза, по среднедушевому уровню доходов граждан — 5 раз, по объему инвестиций в основной капитал — 208 раз, объему производства товаров и услуг на одного жителя — 75 раз. Такая серьезная разница ведет к диспропорциям и в бюджетной сфере, рассказала в интервью "Известиям" директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина. Однако правительство разрабатывает ряд мер для сглаживания этих диспропорций между регионами. В будущем Минфин в плане совершенствования межбюджетных отношений будет, по ее, словам, особое внимание будет уделяться четырем направлениям. "Во-первых, мы будем повышать предсказуемость формирования межбюджетных трансфертов для регионов. Это означает сокращение количества субсидий и увеличение доли межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о бюджете. Впервые в этом году осуществляется предварительное согласование распределения субсидий с субъектами. Во-вторых, планируется завершить очередной этап инвентаризации полномочий органов власти субъектов и местного самоуправления. Стоит задача повысить влияние результатов инвентаризации при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. В-третьих, для стимулирования роста экономического потенциала и доходов регионов будут предоставляться гранты за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий, а также прорабатывается вопрос зачисления в бюджеты регионов прироста налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет. Наконец, будет продолжено совершенствование мер, направленных на ограничение роста дефицитов и уровня долга регионов", - рассказала Ерошкина. Она также отметила высокий уровень разрыва между регионами по уровню доходов. В частности, по словам Ерошкиной, регионы очень неоднородны, и прежде всего по уровню своего экономического развития. Например, разрыв по уровню валового регионального продукта между максимальным и минимальным значением — 93 раза, среднедушевого уровня доходов граждан — 5 раз, объема инвестиций в основной капитал — разрыв в 208 раз, объема производства товаров и услуг на одного жителя — 75 раз.. По уровню финансовой обеспеченности равного доступа граждан России к гарантированному уровню государственных и муниципальных услуг разрыв между наиболее и наименее обеспеченными регионами до предоставления финансовой поддержки в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации составлял в 2017 году почти 13,5 раза, после — 4 раза. При этом, добавила Ерошкина, сравнение уровней развития по федеральным округам показывает уже большую степень их однородности. Разрыв по такому показателю до выравнивания составлял 3,7 раза, после — 2,1 раза. Это говорит о том, что развитие макрорегионов в комплексе, крупных агломераций, может являться перспективным инструментом сокращения межрегиональной дифференциации. Какие меры Минфин предлагает для сглаживания такого разного положения в регионах? — Прежде всего снятие инфраструктурных и других ограничений, создание условий для роста регионов. Например, отмена неэффективных налоговых льгот, установленных на федеральном уровне. По данным налоговой отчетности 2015 года, общий объем льгот, предоставленных на федеральном и региональном уровне по федеральным налогам, зачисляемым в бюджеты регионов (налог на прибыль), региональным и местным налогам, составляет 770 млрд рублей, или 11% налоговых доходов консолидированных бюджетов. Также были предприняты шаги и в отношении отмены льгот по региональным налогам. В ближайшую трехлетку перед нами стоит ряд задач. Во-первых, распределить действующие федеральные налоговые льготы по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их обязательного применения субъектами. Во-вторых, ввести правило «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории субъекта в случае принятия соответствующего закона субъекта. В-третьих, с 2018 года установить мораторий на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты. В-четвертых, проработать в 2017 году общую методологию оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к льготам как к «налоговым (неналоговым) расходам».

Экономики регионов отличаются в 93 раза
© Финмаркет