Кто виновен в организации топливного кризиса в Казахстане
АСТАНА, 10 окт — Sputnik. Крупные сети вместе со списком небольших АЗС подняли ценники на своих бензоколонках. Несмотря на повышение, казахстанцы выстроились в очереди на заправках. Все просят заправить полный бак, но бензин и дизельное топливо продается в большинстве случаев по талонам или топливным картам. На экстренном совещании органов власти — министерство энергетики РК совместно с министерством национальной экономики и комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК — обсуждалась проблема неожиданного дефицита ГСМ. Не признав свою долю ответственности в топливном кризисе, официальные власти приняли решение любой ценой обеспечить импорт в объеме 120-150 тысяч тонн бензина марки АИ-92. Для рядового автовладельца это означает одно: еще больший рост цен на заправках. Судя по всему, урегулировать ситуацию, не допуская роста цен на бензин, чиновники уже не могут. Острый дефицит бензина закончится подорожанием В акимате Алматы уже косвенно обвинили заправочные станции в организации кризиса. Заместитель акима Алматы Алмас Мадиев даже пообещал совместно с комитетом по регулированию естественных монополий провести рейдовую проверку по наличию остатков ГСМ, чтобы крупные розничные сети не держали ГСМ на своих складах. Между тем в сети автозаправочных станций "Газпром нефть — Казахстан" пояснили, что рост цен на бензин вполне уравновешивает рынок и к тому же обусловлен объективно (то есть дефицитом — прим.), а никак не желанием сверхприбылей. "Цены диктует рынок, если все поднимают цены, то и мы тоже вынуждены поднять", — сообщила в телефонном разговоре с корреспондентом Sputnik Казахстан ведущий специалист по связям с общественностью ТОО "Газпром нефть — Казахстан" Анна Орлова. Она добавила, что в их сети бензин продается свободно. Правда, цена за литр горючего на заправках "Газпрома" — 156 тенге за литр АИ-92, что на 4 тенге дороже, чем у "КазМунайГаза", где топливо продают только по талонам. Впрочем, в пресс-службе ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" никак не прокомментировали сложившуюся ситуацию по существу. Председатель Топливной ассоциации Болат Ауетаев тоже ввел режим "информационного молчания". На заправочных станциях компаний Helios и Royal Petrol топливный дефицит объяснили "факторами, которые вызваны исключительно из-за неорганизованности процесса поставки топлива", но заверили, что на днях ждут поступления новой партии. По каким ценам будет продаваться нефтепродукты из новой партии, ответить на заправках не смогли. Топливный цинизм Эксперт нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов объяснил кризис на бензиновом рынке теми же причинами, что и 15-20 лет назад: недостаточное производство нефтепродуктов на отечественных заводах. "Когда в мае 2009 года составлялась программа модернизации для всех трех нефтеперерабатывающих заводов, речь шла о сумме в 3,1 миллиарда долларов. Кстати, тогда был выбор — либо построить новый завод, либо усовершенствовать три имеющихся, но министерство нефти и газа заявило, что модернизация обойдется дешевле, потому что строительство нового завода потребует 6 миллиардов долларов. Теперь же выясняется, что реконструкция трех заводов обходится в ту же сумму, что и строительство нового. Но не факт, что заводы будут модернизированы до тех параметров, которые заявляют. Атырауский завод уже дважды переделывали, но даже после двух модернизаций заявленные параметры не были достигнуты". По словам эксперта, сейчас дефицит покрывается импортом (до 40%) топлива из России. Но сегодня положение усугубляется тем, что российский бензин значительно дороже казахстанского и импорт топлива получается значительно дороже, особенно если учесть, что чиновники разрешили закупать ГСМ по рыночным ценам. Тренд на повышение Между тем министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что в декабре планируется снизить долю импорта по бензину марки АИ-92 до 20%. По планам министерства в ноябре производство бензина марки АИ-92 на Атырауском заводе вырастет до 75 тысяч тонн (ранее завод вырабатывал порядка 50 тысяч тонн). Чтобы увеличить производство АИ-92, было принято решение уменьшить производство 95-го и 80-го бензина, за счет этого нарастить выпуск самого ходового бензина. Кроме того, на Шымкентском заводе в сентябре и октябре была увеличена загрузка на 110 тысяч тонн. В общем, в Минэнерго рассчитывают, что ближе к декабрю ситуация, как и цены на горючее, стабилизируется, а сегодняшние проблемы с поставками, по мнению министра, вызовут временное увеличение цены. Однако временные рамки при принятии решения изменить цены на бензин со стороны заправочных станций не оговорены — на заправках говорят, что все регулирует рынок. В то же время независимые эксперты отмечают: "цены, выросшие сегодня, завтра вряд ли упадут". "Практика показывает, что у нас цены, раз повысившись, уже не снижаются, — говорит Сергей Смирнов. — К тому же, на мой взгляд, главная причина роста стоимости ГСМ в принятом решение к 2025 году создать единый рынок энергоресурсов в рамках ЕАЭС. Это значит, что к указанной дате наши цены должны догнать российские, а в России цена топлива примерно на 50% выше, чем в Казахстане". По словам эксперта, негативный момент ситуации в том, что пока цены не сравняются с российскими, стоимость литра горючего на заправках Казахстана будет расти.