Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Удар по России: как электромобили давят рынок нефти

Государствам, основу бюджета которых составляет продажа нефти, угрожает новая опасность: в ближайшие 20 лет доля электромобилей в мире может вырасти в десятки раз. Страны, одна за другой, заявляют о намерении запретить продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, что отразится на потреблении углеводородного топлива. разбиралась, убьет ли повальная электрификация нефтяную отрасль.

Удар по России: нефтяным странам угрожает новая опасность
Фото: ReutersReuters

Тренд на электромобили

Видео дня

Дизельные и бензиновые двигатели выходят из моды. Европейские и азиатские страны взяли тренд на высокотехнологичный и экологически чистый транспорт.

О готовности полностью перейти на автомобили с нулевым или низким уровнем выбросов заявило в феврале 2017 года правительство Норвегии. В настоящее время доля экологически чистых автомобилей в стране, по данным открытых источников, не превышает 4,5%.

Электромобили в Норвегии уже освобождены от многих налогов и ограничений, которые действуют для авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для них также предоставляется бесплатная зарядка и право проезда по запрещенным для всех остальных авто полосам общественного транспорта.

Руководство страны намерено предпринять ряд мер, чтобы к 2025 году сделать невыгодным приобретение авто с дизельными и бензиновыми двигателями.

Отказаться от продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году хотят также власти Индии. К 2040 году пообещал избавиться от них министр экологии Франции , добавив, что этот шаг будет «настоящей революцией».

Правительство Великобритании пошло еще дальше, объявив, что к 2040 году в стране будут запрещены к продаже не только автомобили с ДВС, но и машины с гибридными двигателями. Купить можно будет только электрокары.

В Германии, где «электробум» может поставить под угрозу 600 тысяч рабочих мест в традиционной автопромышленности, пока не спешат ставить себе дедлайн, не отказываясь при этом от общего тренда. В августе канцлер ФРГ заявила, что разделяет данный подход.

Присоединиться к всеобщей тенденции в ближайшее время может Китай: в сентябре профильное министерство КНР заявило, что изучает вопрос введения в стране запрета на производство и продажу ДВС.

В 2016 году в Китае было продано более 330 тыс. «новых экологических автомобилей», в том числе электрокаров и гибридных авто, что на 62% больше, чем в 2015 году. По итогам сентября 2017 года темпы роста продаж достигли уже 90%, отмечает , ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Развитие рынка электромобилей в стране в значительной степени зависит от политики ее руководства, подчеркивает эксперт. В КНР, к примеру, это направление субсидируется, создание СП для производства экологичных автомобилей поддерживается, покупатели электрокаров получают преференции.

Согласно последнему прогнозу (МЭА), мировой парк электромобилей вырастет к 2040 году до 150 млн машин.

BP ожидает к 2035 году роста до 100 млн машин. прогнозирует, что к 2040 году в мире будет насчитываться до 226 млн электромобилей.

Согласно самым оптимистичным прогнозам, доля электромобилей в мировом парке может к 2040 году составлять до 40%, отмечается в исследовании ИКСИ. В настоящее время этот показатель находится на уровне 0,2%.

На прошлой неделе исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил, что нефтяные цены через 6-8 лет могут опуститься до $10 за баррель из-за массового перехода на электрокары.

«Нефть не всегда играла ведущую роль в мировой экономике. 120 лет назад мир от нее не зависел», — напомнил Уотлинг.

Меньше качать, больше генерировать

Подобная тенденция, безусловно, окажет влияние на энергетические рынки, отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

Рост электромобилей естественным образом увеличит спрос на электрогенерацию и энергоносители (так как взят курс на экологичность, то в первую очередь это будет касаться газа и возобновляемых источников), а также негативно скажется на объемах спроса на нефть, отмечает эксперт.

Однако сколько именно нефти вытеснит с рынка экологичный транспорт оценить сейчас сложно. В 2016 году МЭА в сценарии New Policies предположило, что речь может идти об 1,3 млн баррелей в сутки к 2040 году. New Energy Finance оценивает этот показатель в 8,5 млн баррелей в сутки.

Согласно имеющимся прогнозам, в результате массового распространения электромобилей к 2040 году потребление нефти может снизиться максимум на 10 млн баррелей в сутки, отмечается в исследовании ИКСИ.

В 2016 году, по данным ОПЕК, объем потребления нефти в мире составил 95,4 млн баррелей в сутки.

Тренд на снижение потребления разного вида моторного топлива в Европе проявился еще 10 лет назад, задолго до проявления нынешней электромобильной истерии, отмечает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин. Причиной тому стали насыщение населения автомобилями и снижение расхода топлива машинами с ДВС, отмечает эксперт.

В настоящее время основное негативное влияние на потребление топлива — следовательно и на производство нефти — оказывает не рост продаж электромобилей, а прежде всего, повышение эффективности расхода топлива в новых машинах, соглашается Плеханов.

C 1980 года эффективность использования топлива выросла на 50%, то есть средний автомобиль может проехать на 50% больше пути, израсходовав тот же самый объем топлива.

Традиционные автопроизводители вынуждены соответствовать непрерывно ужесточающимся стандартам по расходу топлива и вредным выбросам, выпуская более экономичные машины, подчеркивает Былкин.

Эффект от роста эффективности транспорта в снижении потребления моторных топлива в Европе оценивается в 2,8 млн баррелей в сутки за последние 10 лет (при общем потреблении 12,2 млн баррелей в сутки). Вклад электромобилей в сокращение спроса на нефтепродукты на транспорте при этом не превышает 0,3 млн баррелей в сутки.

Именно фактор сокращения расходов топлива был и будет основным драйвером снижения потребления моторных топлив, составляющих 60% от глобального спроса на нефть, уверен эксперт.

Продолжение текущих тенденций с минимальной долей продаж электромобилей приведет к стагнации спроса на нефть к 2023-2025 гг., что на протяжении последних десяти лет уже можно наблюдать практически во всех развитых странах, добавляет он.

Хоронить нефть пока рано

Нефтяные компании и профильные международные организации озвучивают разные прогнозы по поводу пика потребления нефти в мировой экономике. В прошлогоднем прогнозе World Energy Outlook (обновляется ежегодно в ноябре) МЭА подчеркивает, что «эра ископаемого топлива далека от завершения».

Глобальное потребление нефти продолжит увеличиваться до 2040 года, так как ей сложно найти альтернативу в сфере автомобильных грузоперевозок, авиации и нефтехимии, отмечается в материалах агентства.

ОПЕК ждет пика в 2029 году, после чего спрос начнет снижаться на фоне сокращения выбросов парниковых газов участниками Парижского соглашения.

предполагает, что максимум потребления нефти может быть зафиксирован в начале 2030-х гг.

«Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет вперед», — полагает глава .

Росту потребления нефти в мировой экономике будет способствовать продолжение экономического роста в странах Азии, рассуждает Плеханов.

Кроме того, снижение спроса на моторное топливо в сфере пассажирского транспорта может быть компенсировано за счет роста в морских и авиаперевозках, в секторе коммерческого автотранспорта и в нефтехимическом комплексе, где экологические требования не такие жесткие, отмечает он.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин также считает, что говорить о закате нефтяной эры преждевременно. «Даже при высоких продажах высокотехнологичных автомобилей, в общем парке по-прежнему будет оставаться много привычного транспорта с ДВС», — отмечает эксперт.

Прогноз о том, что автомобили на жидком топливе к 2040 году полностью будут заменены на электромобили, пока остается дискуссионным, обращает внимание аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» .

Но если это действительно произойдет, то спрос на электричество в повысится на 30-40% от текущих объемов генерации, что соответствует дополнительным как минимумом 200 млрд кубометрам газа в качестве топлива, поясняет он.

Все эти заявления об отказе от ДВС не носят статуса закона ни в одном из государств, поэтому вряд ли стоит ожидать, что во всех странах, особенно в Индии, где и так наблюдается низкая обеспеченность населения электричеством, этот переход будет осуществлен на 100%, обращает внимание Екатерина Грушевенко.

Большинство аналитиков и специалистов сходятся во мнении, что в перспективе ближайших 6-8 лет массовое распространение электромобилей вряд ли скажется на стоимости нефти.

Существуют более важные факторы, влияющие на динамику цен на сырье, отмечает руководитель аналитического отдела Grand Capital . Массовый отказ от нефти как сырья возможен в перспективе ста лет, и то с большими допущениями и отставаниями в десятилетия между странами.

Даже возможный запрет многих стран на двигатели внутреннего сгорания к 2050 году не обвалит нефтяные котировки, считает аналитик.

Последние новости