Голодающая Венесуэла пытается прокормить себя биткоинами

На фоне кризиса в Венесуэле жители решили массово заняться майнингом криптовалюты. По оценкам экспертов Agence France Press, в добыче коинов задействованы порядка 100 тысяч венесуэльцев. Это делает майнинг одной из самых распространенных профессий в стране.

Голодающая Венесуэла пытается прокормить себя биткоинами
© ТАСС

Если считать оценку в 100 тысяч достоверной, получается, что майнингом криптовалюты в Венесуэле занимаются 0,5% всех людей трудового возраста. Такая доля сравнима с показателями самых популярных профессий в других странах. Например, в США в ритейле работают полтора процента населения. Главная причина — масштабный экономический кризис в Венесуэле, рассказывает обозреватель CNBC Маккензи Сигалос:

«Майнинг стал спасательным кругом для многих венесуэльцев. Один из них — мужчина под псевдонимом «Брат» — рассказал, что начал заниматься майнингом, когда понял, что, зарабатывая на госслужбе 43 доллара в месяц, он не способен обеспечить свою беременную жену и будущую дочь. Он стал тайно добывать криптовалюту, используя компьютеры своего госучреждения. Другая история: Дэвид Лопез уже бежал из Венесуэлы, но ранее лишь его криптоферма спасала его от жизни впроголодь. Третья: у женщины по имени Андреа Перез три работы, но майнинг приносит ей 80% дохода. Национальная валюта Венесуэлы за пять лет потеряла 99% своей стоимости — так что, несмотря на волатильность курсов криптовалют, они оказались одним из самых стабильных элементов венесуэльской экономики».

Можно ли предположить, что мы наблюдаем рождение новой тенденции: когда национальная экономика рушится, люди переключаются на работу в глобальной экономике — в данном случае, на майнинг криптовалют? Ожидать ли повторения феномена при будущих кризисах? Комментирует основатель первой еврейской криптовалюты и блокчейн-экосистемы Bitcoen Вячеслав Семенчук:

Вячеслав Семенчук, основатель первой еврейской криптовалюты и блокчейн экосистемы BITCOEN

«С точки зрения таких национальных крахов, то есть если люди лишаются работы и возможности заработать денег, для них одним из немногих выходов является тот же майнинг. Они, конечно, будут переходить туда, если государство не будет давать им другие возможности. А с точки зрения перехода финансовых ресурсов таких стран, я ожидаю, что подобные тенденции будут повторяться. Если у людей не остается других возможностей для сбережений, то они, несомненно, стремительным образом будут перетекать в криптовалюты как в самый удобный инструмент сохранения, не зависящий от национальных банков и банков других стран».

С другой стороны, существуют поводы и сомневаться в долгосрочности тренда. Во-первых, добывать биткоины становится все менее выгодно. Во-вторых, в Венесуэле это остается прибыльным во многом за счет субсидированного и почти бесплатного электричества. Речь идет скорее о нишевой тенденции, считает независимый эксперт Руслан Смирнов.

Руслан Смирнов, независимый эксперт

«Майнинг — по крайней мере, в начале пути — представляет собой довольно простой способ получения денег: как бы превращения электричества в деньги. Но очень многие майнеры рискуют не окупить вложенные в оборудование деньги. Вообще, конечно, любовь людей к быстрым, простым деньгам — она, наверное, безгранична. Почему бы и нет? Много раз уже проходили: разные страны, где экономика в плохом состоянии и валюта обесценивается, те, кто могут, пытаются искать способы зарабатывать в валюте, и на внешних рынках. То есть, фриланс, программирование, и вот теперь — майнинг. Но, тем не менее, там, скорее всего, это не очень долгосрочная история».

В России криптовалюты всерьез намерены зарегулировать — ранее поручение о подготовке соответствующего законопроекта дал Владимир Путин. Кустарный майнинг биткоинов и эфириума окажется вне закона, как и в Венесуэле. Правда, голодающих венесуэльцев это не особенно волнует.