Российские виноделы просят законодательно отделить их продукцию от водки

Закон "О развитии виноградарства и виноделия в РФ", проект которого находится на рассмотрении в Госдуме, особенно ждут на Юге России и Северном Кавказе, где выращивают почти весь российский виноград, прежде всего для производства вина. По мнению опрошенных виноделов и экспертов, признание вина продуктом сельхозпроизводства решит многие проблемы рисковой отрасли и обеспечит реальную поддержку малым винодельческим хозяйствам.

Российские виноделы просят отделить их продукцию от водки
© ТАСС

Законопроект о виноделии в России был внесен в Госдуму в июле. Он предусматривает передачу полномочий по контролю за процессом производства вин от Росалкогольрегулирования Минсельхозу РФ, возможность для производителей вина самостоятельно вводить на определенных территориях дополнительные условия регулировки качества напитка, а также льготы для предпринимателей и сельхозпроизводителей, создающих питомники для выращивания саженцев винограда в России.

Гордиться вином

Как сообщил ТАСС депутат Госдумы от Ставропольского края, зампред думского комитета по аграрным вопросам Алексей Лавриненко, в настоящее время законопроект о поддержке российского виноделия находится на рассмотрении в правительстве РФ и может быть принят до конца года. "Если он (законопроект — прим. ТАСС) получит положительное заключение, то вполне возможно, что он может быть принят до конца года", — сказал парламентарий.

По его словам, виноделие нуждается в дополнительной поддержке как емкое с финансовой точки зрения производство, а также как приоритетная отрасль в южных регионах страны.

"Виноградари ждут этого закона — Юг, Крым, Краснодар и Ставрополье. Им необходимо активнее выходить на свои рынки и на рынки зарубежные, больше производить своего винного материала. Это и новые рабочие места, и развитие малого и среднего бизнеса, агротуризм, а также большой рынок вина, который требует контроля", — пояснил он.

Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов отметил, что с принятием закона вопросы технологии производства вин в большей степени будут регулироваться Министерством сельского хозяйства РФ. "Главное, что мы меняем — это то, что до момента наклейки акцизной марки на бутылки процесс не должен регулироваться Росалкогольрегулированием", — сказал омбудсмен ТАСС.

По его словам, это должно обеспечить поддержку, прежде всего, тем хозяйствам, которые производят вина из собственного винограда. "И это никакая не проблема рисков для алкоголизации страны, напротив — это еще один инструмент борьбы с алкоголизмом. А кроме этого — создание не просто отрасли экономики, а составляющей культуры и предмета гордости за страну, потому что для каждой страны возможность производить хорошие вина — предмет гордости. А мы своими винами пока не гордимся, хотя хотели бы", — добавил омбудсмен.

Отделить вино от водки

В настоящее время виноградарство и виноделие находятся в одном законодательном поле с производством спирта и водки, но закон, написанный для отрасли крепкого алкоголя, совершенно не подходит для виноделов, отметил ТАСС директор агрофирмы "Южная" (Краснодарский край) Сергей Тарахно.

"Нормы закона не соответствуют реалиям и действительности виноделия, а это существенно тормозит развитие отрасли. Нам необходимо менять структуру потребления алкоголя в сторону винодельческой продукции, и менять ее нужно не только через изменение объемов производства, но и в сознании потребителя. Это невозможно сделать без отдельного закона, без отдельных положений, позволяющих популяризировать культуру потребления вина", — сказал собеседник агентства.

По мнению директора ГКУ "Ставропольвиноградплодопром" Сергея Лысенко, закон, который будет регулировать производство вина как сельхозпродукта, а не алкоголя, обеспечит качественный скачок в развитии отрасли. "Вино, которое сделано из российского винограда без добавления спирта, необходимо сделать сельхозпродуктом, оно должно регулироваться как обычная сельхозпродукция — мясо, молоко, зерно, кукуруза и все остальное. Аналогично, как Россия выросла в производстве зерна, такой же интерес появится и в этой отрасли, мы можем получить довольно серьезные площади виноградников. А это даст рабочие места, налоги во все уровни бюджетов", — сказал Лысенко.

Он также отметил, что с принятием нового закона исчезнет необходимость целого ряда дорогостоящих и избыточных мер контроля за производством. "Сейчас у нас уже есть федеральный реестр виноградников, фермеры и так сдают декларации о сборе винограда и о его переработке. Все зафиксировано. Зачем нужны дополнительные счетчики, марки, подключение в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) и установка оборудования для нее?" — сказал эксперт.

Руководитель винодельни "Вилла Звезда" в Ростовской области, член саморегулируемой организации "Союз виноградарей и виноделов Дона и Волги" Игорь Губин добавил, что из-за избыточного регулирования отрасли фермеры, которым с 2014 года разрешено получать лицензии на производство вина с защищенным географическим указанием, на деле не могут воспользоваться этим правом. "Некоторые получили такие лицензии, но никто не знает, что с ними делать. Потому что дальше регулирование идет очень сложное, как для водочных заводов. И те фермеры, которые получили лицензию, просто боятся ею пользоваться, потому что они разорятся в течение месяца", — пояснил Губин.

Еще один важный для небольших хозяйств момент — субсидирование, указал другой винодел с Дона, гендиректор компании "Кантина" Кирилл Кривонос. "Сейчас очень сложные бюрократические схемы получения субсидий. Фермеру вместо того, чтобы пригласить представителя министерства и показать свои виноградники, приходится собирать кипу бумажек и доказывать, что он действительно посадил виноград", — рассказал он.

Новый импульс для Кавказа

Для республик Северного Кавказа, где есть все условия для выращивания винограда, закон о поддержке виноделия может стать серьезным стимулом для развития, уверен бизнес-омбудсмен Борис Титов.

"Некоторое время назад был пик развития [виноградарства] в Дагестане. Там идет высадка новых виноградников. И по качеству мы серьезно продвигаемся. В Чечне нет виноделия — это связано с национальными традициями, зато много винограда. Из Чечни его вывозят в другие регионы РФ. В КБР было построено много новых мощностей. Сейчас есть определенные сложности, но я надеюсь, что они (виноделы — прим. ТАСС) будут в ближайшее время двигаться вперед", — сказал Титов.

Закон о виноделии на Северном Кавказе ждут давно, отмечает заместитель директора Дербентского завода игристых вин Юлия Пальян. "Этот вопрос нужно было поднимать еще 10 лет назад. Почему виноградарством должен заниматься не Минсельхоз, а все остальные? Мы должны знать, кому мы подчиняемся. И это должен быть Минсельхоз, где работают люди, знающие, что такое виноград, которые знают все аспекты виноделия", — отметила она.

Глава комитета по виноградарству, производству и обороту алкогольной продукции Дагестана Гайдар Шуайбов указал, что новый закон поможет не только виноделам, но и производителям коньяка.

"Основным в республике является коньячное производство. Мы могли бы обеспечивать полностью натуральными коньячными спиртами существенную часть российских предприятий, которые занимаются производством коньяков — в Москве, Калининградской области и так далее. Но для этого нужна законодательная база, которая позволит уменьшить акцизы и предоставит льготы производителям коньяка, которые выпускают натуральную продукцию из винограда, — пояснил чиновник. — Мы очень ждем его (закон — прим. ТАСС), потому что его принятие обеспечит реальный сдвиг для развития отрасли".

Закон для российского вина

Крымские виноделы рассчитывают, что статус сельхозтоваропроизводителя позволит винодельческим хозяйствам полуострова решить сразу несколько серьезных проблем, в том числе получать субсидии и запустить масштабную перезакладу старых виноградников новыми, а в перспективе расширить площади посадок. "И самое главное — создать конкуренцию предприятиям, которые на территории РФ льют вино из импортного дешевого виноматериала, позиционируя его как российское вино", — пояснила генеральный директор ФГУП "ПАО Массандра" Янина Павленко.

По ее словам, производство вина из собственного винограда более затратно, чем из импортного: нужно вырастить виноград, собрать урожай, переработать, а раз в 25-30 лет — перезаложить старые, малопродуктивные виноградники новыми перспективными саженцами. "При этом первый урожай виноград дает только на пятый год после посадки. Это сложный, но единственно верный путь, поскольку вино — это продукт местности, а качественное российское виноделие немыслимо без российского винограда", — пояснила эксперт.

Учесть интересы всех

Генеральный директор "Алеф-Виналь-Крым" Олег Логвинов отметил, что в отрасли в последние годы уже произошли заметные сдвиги: например, государство ввело понятия вин с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения. "В результате внесенных не так давно изменений в соответствующий закон такие вина получили существенную льготу — пониженную ставку акцизного сбора. Это ощутимая поддержка", — пояснил Логвинов.

Однако, по его словам, положительные изменения охватили не весь спектр винодельческих производств. В частности, они не предусматривают льгот для заводов так называемого первичного виноделия, которые производят виноматериал и продают его другим предприятиям. "Сейчас если одно предприятие делает виноматериал и разливает, оно имеет льготу, а если "первичка", которая находится в Крыму, перерабатывает крымский виноград, производит качественный виноматериал, но продает своему соседу, который тоже находится в Крыму, оно утрачивает льготу", — пояснил он.

Эксперт подчеркнул, что для маленьких крымских заводов первичного виноделия, которых на полуострове достаточно много, это стало серьезной проблемой. "Они, к сожалению, на сегодняшний день не выживают, потому что не могут конкурировать по цене с завозным импортным виноматериалом. Поэтому закон нужно доработать, чтобы охватить всех крымских производителей", — пояснил винодел.

Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович сообщил ТАСС, что в подготовке законопроекта участвовали в том числе специалисты из отрасли. "Наше мнение было учтено", — отметил Попович. Он также убежден, что закон упростит работу виноградарей и виноделов, однако на это потребуется время.

"Принятие закона — это первый шаг выстраивания взаимоотношений… государства с вином, сельхозпродуктом и регулированием. И сейчас слишком много противоречий, чтобы считать закон идеальным. Я могу привести в пример похожие на нас страны бывшего СССР, которые приняли законы сразу. Молдавия, Белоруссия. Украина — все эти страны их соответствующие национальные законы в течение семи лет. И сейчас эти законы приняли формы, которые реально помогают жить и работать", — отметил эксперт.