Россия демонстрирует климатическую мощь
Природный газ, атомная и гидроэнергетика были презентованы Россией на переговорах ООН по климату в Бонне в качестве основных способов решения проблемы климатических изменений на планете. При этом как члены официальной делегации, так и представители российского бизнеса говорили о важности снятия санкций для открытия доступа к частично заблокированному международному «зеленому» финансированию, необходимому для перехода РФ к низкоуглеродному развитию.
В Бонне вчера закончила свою работу очередная сессия климатических переговоров ООН — так называют консультации стран по разработке правил Парижского климатического соглашения 2015 года, которое в 2021 году должно заменить Киотский протокол.
Российское участие в сессии стало самым активным за всю историю процесса. На площадке конференции был открыт российский павильон с метровой фигурой матрешки у входа, его посетителей поили чаем из самовара, а о подробностях российской экологической программы рассказывали «снегурочки» в коротких белых платьях. В общей сложности в Бонне прошло более 20 мероприятий, целью которых стало прояснение позиции РФ в переговорах по климату (зачастую непонятной международным наблюдателям), а также представление технологий и решений, которые страна может предложить миру. Среди последних — газовая, атомная и гидроэнергетика (отметим, впрочем, что все три направления подвергаются критике со стороны экологов).
В ходе презентаций представители «Росатома» называли атомную энергетику источником энергии, наиболее «привлекательным в качестве безуглеродного и доступного» — прежде всего для целей достижения Парижского соглашения. Их выступление, однако, вызвало негодование у части общественности — экологи из ЮАР и Индии устроили акцию протеста прямо в российском павильоне. Представители En+ на конференции говорили о перспективах гидроэнергетики также в качестве безуглеродного решения, «Русал» представил новый бренд низкоуглеродного алюминия ALLOW (производится с использованием гидроэнергетики и потому имеет более низкий углеродный след в сравнении, например, с китайскими аналогами, производимыми с применением угля).
Отдельный день российской программы был посвящен перспективам природного газа — представители «Газпрома» рассказывали о ключевой роли этого вида топлива в переходе мира к низкоуглеродной экономике. Особо было отмечено, что перевод всей угольной генерации ЕС на газ позволит на 10% снизить выбросы и вполовину приблизиться к выполнению климатической цели Евросоюза к 2030 году. Представители «Газпрома» заверяли, что газопровод Nord Stream сыграет положительную роль в низкоуглеродном развитии ЕС — его использование по сравнению с «украинским» коридором за 25 лет убережет от 200 млн тонн СО2-эквивалента, что сравнимо с выбросами Нидерландов или всего транспортного сектора Германии. В связи с этим представители «Газпрома» говорили об опасностях, исходящих из новой волны американских санкций, которые направлены на компании, инвестирующие в строительство российских экспортных газопроводов.
О вреде санкций говорил в своем выступлении на конференции и глава российской делегации, специальный советник президента РФ по климату Александр Бедрицкий. Он сказал о барьерах, возводимых «некоторыми странами» на пути реализации Парижского соглашения и о «политизации социально-экономического сотрудничества, в том числе его климатических аспектов». Член генерального совета «Деловой России» Олег Плужников посетовал на недоступность для РФ из-за санкций многих каналов международного «зеленого» финансирования. По его словам, эти вопросы 23 ноября в Москве будут обсуждать представители Минэкономики и Всемирного банка.
«Это хорошо, что российская позиция теперь более заметна, понятна и видна — однако большая часть предлагаемых РФ решений находится вне основной повестки низкоуглеродного развития,— сетует Георгий Сафонов из ВШЭ, также присутствовавший на переговорах.— РФ слишком мало говорит о реальном снижении выбросов, декарбонизации экономики и развитии новых видов возобновляемой энергетики, как и о конкретных мерах поддержки “зеленого” развития, которые могут быть доступны компаниям внутри страны».