Почему цены на нефть достигнут $100 за баррель не раньше 2040 года
Игрокам энергетической отрасли придётся больше двадцати лет ждать заветных $100 за баррель, потому что лишь к 2025 году цена на нефть достигнет $83. Такой прогноз содержится в новом отчёте аналитиков Международного энергетического агентства. В ближайшее время за долю на рынке углеводородов развернётся серьёзная конкуренция между добытчиками сланца в США и нефтекартелем ОПЕК. Медленные темпы роста цен на энергосырьё и снижение добычи простимулируют страны диверсифицировать экономику, напоминают аналитики. Что ждёт рынок углеводородов в будущем — в материале RT.
К 2025 году среднегодовая цена на нефть установится на уровне $83 за баррель, и лишь к 2040 году достигнет $111. К такому выводу пришли аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) в годовом отчёте World Energy Outlook 2017. МЭА ухудшило ценовой прогноз по сравнению с прошлогодней оценкой — тогда эксперты предположили, что средний уровень стоимости сырья составит $101 за баррель в 2025 году и $125 в 2040 году.
Одним из факторов ухудшения прогноза МЭА стало уменьшение себестоимости проектов в Upstream (проекты, которые связанны с поиском месторождений и добычей нефти из них. — RT).
Окупаемость традиционной добычи нефти сократилась до $30-50 за баррель в 2017 году против $70-80 в 2014 году. Таким образом, аналитики МЭА полагают, что ценовой упадок приведёт к росту предложения нефти по более дешёвой цене.
«Снижение окупаемости нефтяных проектов связано с уменьшением стоимости добычи сырья за счёт развития новых технологий, а также снижения стоимости буровых работ и услуг сервисных компаний. За время низких цен на углеводороды добыча сланцевой нефти подешевела почти в два раза, а добыча глубоководной нефти стала возможна при цене нефти ниже $40 за баррель», — рассказала RT эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.
Столь значительное сокращение издержек аналитик связывает с возросшей конкуренцией и борьбой нефтекомпаний за потребителя.
Основной причиной пониженного прогноза цен на нефть эксперты МЭА называют пересмотр уровня извлекаемых запасов сланцевой нефти и газового конденсата в США с 80 млрд баррелей до 105 млрд. В международном агентстве не исключают, что данная оценка не является окончательной и может увеличиться вдвое. По данным отчёта, объём добычи нефти в США к 2025 году вырастет до 16,8 млн баррелей в сутки. Этот рост будет обеспечен производством сланцевой нефти, ежесуточная добыча которой составит 8,3 млн баррелей.
Пересмотр ценовой оценки МЭА может быть связан и со стремлением крупных нефтедобывающих стран успеть монетизировать свои запасы до наступления пика потребления энергосырья. Об этом в разговоре с RT рассказал аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.
«По разным оценкам, через 15-25 лет будет пройден пик потребления нефти, после чего начнётся сокращение. В связи с тем, что 60% потребления нефти приходится на транспорт, а в будущем возрастёт популярность электромобилей, гибридных двигателей и биотоплива, то нефть будет больше использоваться как нефтехимическое сырьё, поэтому спрос на неё может упасть. Сейчас для стран очень важно переориентироваться и перестроить свою экономику, успев продать имеющуюся нефть по хорошей цене. В МЭА правильно улавливают эту тенденцию», — пояснил Валерий Нестеров.
Потерянная доля
Согласно прогнозу МЭА, к 2025 году Саудовская Аравия нарастит добычу до 12,3 млн баррелей в сутки. Увеличение производства произойдёт также в Ираке и Иране — на 0,5 млн и 0,7 млн баррелей соответственно. Однако общий показатель добычи нефти и газового конденсата в странах ОПЕК практически не изменится в ближайшие восемь лет и может составить 39,8 млн баррелей в сутки против 39,6 млн в 2016 году.
По сравнению с прошлым прогнозом, эксперты МЭА понизили оценку добычи внутри нефтекартеля на 1,1 млн баррелей. Ожидается, что произойдёт сокращение производства на 0,8 млн баррелей за счёт Алжира, Венесуэлы, Анголы и Нигерии.
«Алжир и Нигерия поставляют африканскую лёгкую нефть, которая всегда ценилась за счёт высокого качества и низкого содержания серы, но сейчас на рынке наблюдается перепроизводство лёгкой сланцевой нефти в США, которая выходит на экспортные рынки», — объясняет Нестеров.
В Венесуэле объём добычи нефти в октябре 2017 года, впервые за 28 лет, опустился ниже отметки в 2 млн баррелей в сутки. По словам Валерия Нестерова, в стране существует большая вероятность затяжного периода нестабильности — нынешний уровень инвестиций в экономику окажется недостаточным, из-за чего спрос на венесуэльскую нефть будет легко замещён поставками из других государств. Однако эксперт считает, что официальный Каракас постарается удержать позиции на рынке при поддержке России и Китая.
В России к 2025 году аналитики МЭА прогнозируют снижение добычи нефти с нынешних 11 млн баррелей в сутки до 10,5 млн.
По словам Екатерины Грушевенко, уменьшение показателя вызвано естественным снижением добычи на месторождениях Западной Сибири, которое с 2012 по 2016 годы составило 5%.
«Раньше по всем прогнозам у ОПЕК было самое светлое будущее. Учитывая изобилие ресурсов, доля ОПЕК могла только расти от 40% до 60% от мировой добычи. Но сейчас уже не они замыкают мировой энергобаланс. Сохраняется потенциал для существенного роста в США и Канаде, увеличивается производство в Мексике и удваивается добыча в Бразилии», — считает Валерий Нестеров.
Надежда на «заморозку»
Эксперты МЭА говорят об успехах сделки по сокращению добычи нефти ОПЕК+. Так, в октябре участники пакта выполнили свои обязательства на 107%, а в сентябре этот показатель составил 142%. Такие данные содержатся в ноябрьском отчёте агентства.
ОПЕК и ряд государств вне картеля договорились в декабре 2016 года уменьшить добычу нефти на 1,8 млн баррелей в сутки. Страны-экспортёры углеводородов намеревались сократить излишки сырья на рынке до среднего уровня за пять лет.
Напомним, что спрос на топливо упал в конце 2014 года из-за увеличения темпов добычи сланцевой нефти в США и снижения темпов роста экономики Китая. В результате цены на нефть обвалились с $113 в июне 2014 года до $50 в январе 2015 года, напоминает ТАСС.
Валерий Нестеров отмечает, что сейчас энергетический рынок находится в лучшей форме, чем до соглашения по заморозке. Однако всё ещё остаётся открытым вопрос о дальнейшей судьбе «заморозки» добычи после марта 2018 года. По словам Валерия Нестерова, с одной стороны, сделка не может носить постоянный характер, поскольку крупнейшие игроки — Россия и Саудовская Аравия — теряют рынки при сокращении производства и сдерживании экспорта. Но, с другой стороны, резкое сворачивание соглашения ОПЕК+ чревато очередным обвалом цен.
Вопрос о пролонгации пакта будет обсуждаться на заседании мониторингового комитета ОПЕК 30 ноября в Вене. Ранее агентство Reuters сообщало, что члены ОПЕК+ склоняются к продлению сделки ещё на девять месяцев.