Правительство внесло в Госдуму законопроект об НДД в нефтяной отрасли
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о введении налога на дополнительный доход НДД в нефтяной отрасли, говорится распоряжении, размещенном на сайте правительства.
«Внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)"», — говорится в документе.
Как отмечается в материалах правительства, в настоящее время применяется дифференцированный подход к установлению ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в зависимости от географических и природно-климатических условий, сложности разработки месторождений, физико-химических свойств нефти (арктические условия, шельфовые проекты, новые и выработанные месторождения, высоковязкие нефти, трудноизвлекаемые запасы и другие).
Правительство указывает, что введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) обусловлено необходимостью вовлечения в коммерческую разработку запасов нефти, которые в настоящее время в условиях действующей налоговой системы являются нерентабельными. НДД позволит обеспечить прирост налоговых поступлений как от увеличения общего объёма добычи нефти, так и за счёт более справедливого налогообложения сверхэффективных проектов. НДД является более гибким и универсальным механизмом изъятия экономической ренты на месторождениях, чем действующая налоговая система, так как учитывает и внешние макроэкономические изменения, и индивидуальные особенности месторождений.
НДД учитывает экономику разработки месторождений за весь инвестиционный период, при этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого месторождения в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения.
Особенности установления налога заключаются в исчислении налога с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы.
Предусматривается, что НДД будет распространяться на четыре группы участков недр. Для каждой группы участков недр, на которые будет распространяться налог, определён порядок расчёта ставки НДД.
НДД предусматривает ведение раздельного учёта доходов и расходов, определение налоговой базы по каждому участку недр, а также определение минимального налога с целью недопущения бесконтрольного наращивания затрат налогоплательщиком.
Налоговым периодом по НДД признаётся календарный год с учётом уплаты квартальных авансовых платежей, распределяющих поступления в бюджетную систему РФ по этому налогу в течение года.
Таким образом, до окупаемости проекта разработки участка недр углеводородного сырья налоговая нагрузка будет существенно ниже, чем при действующей системе налогообложения, что позволит повысить рентабельность проектов, выйти на окупаемость за более короткие сроки, сократить объёмы и сроки привлечения заёмных средств, необходимых для реализации проекта, тем самым увеличить добычу углеводородного сырья на конкретном участке недр.
Как сообщалось ранее, Минэнерго РФ рассчитывало, что соответствующий законопроект вступит в силу с 1 января 2018 года, однако он до сих пор не внесен в Госдуму. В материалах Минэнерго [говорится](https://rns.online/energy/Minenergo-RF-ozhidaet-prinyatiya-zakonoproekta-ob-NDD-v-neftyanoi-otrasli-v-I-kvartale-2018-goda--2017-11-22/), что теперь министерство ожидает принятия законопроекта в I квартале 2018 года и его вступления в силу с 1 января 2019 года.