Налоги в ОЭСР растут быстрее экономики

Развитые страны усиливают фискальное давление на своих граждан Налоговая нагрузка в развитых странах продолжает расти и находится сейчас на рекордном более чем за полвека уровне, зафиксировали в ОЭСР. В большинстве стран-участниц этой организации фискальные сборы растут быстрее, чем ВВП. В основном это происходит за счет увеличения поступлений от индивидуальных налогов, социальных взносов и налогов на потребление — тогда как доля корпоративных налогов в доходах стран резко снизилась во время кризиса 2008–2009 годов и с тех пор так и не восстановилась. Средняя налоговая нагрузка в странах ОЭСР в 2016 году выросла с 34% до 34,3% ВВП — и это самый высокий уровень с 1965 года, следует из данных этой организации. Нагрузка последовательно растет с 2009 года, а с 2014-го она превышает докризисный уровень. В прошлом году сборы росли быстрее, чем размер экономики в 20 из 33 стран организации. Сразу более чем на один процентный пункт выросла доля налогов к ВВП в пяти странах ОЭСР — в Греции, Южной Корее, Латвии, в Нидерландах и Польше. Существенное снижение нагрузки было зафиксировано лишь в Австрии и Новой Зеландии. В среднем налоговые сборы обеспечивают 82% поступлений в бюджеты развитых стран (в Норвегии и Мексике — около 70%), но это по-прежнему меньше, чем до кризиса — 82,6%. Самый низкий уровень налоговой нагрузки в Мексике, 17,2%, самый высокий — в Дании (45,9%). Ниже 30% ВВП остается нагрузка в Австралии, Чили, Ирландии, Южной Корее, Латвии, Швейцарии, Турции и США. Выше докризисной нагрузка в 18 странах, ее наибольший рост зафиксирован в Греции (на 7,4 процентных пункта), в Эстонии, Мексике и Словакии. Существенное снижение — только в Ирландии и Норвегии (отметим, что в первом случае это произошло за счет резкого роста ВВП, вызванного регистрацией в стране международных компаний и переносом активов). ОЭСР не приводит данных по России, однако, как указано в одобренных правительством РФ «Основных направлениях налоговой политики на 2018–2020 годы», фискальная нагрузка на экономику в 2016 году составила 29,21% (29,28% годом ранее), а за вычетом нефтегазовых доходов бюджета — 23,09% (21,88% в 2015-м). Заметим, в соседнем Казахстане суммарная нагрузка существенно ниже — 18% ВВП. Меняется в ОЭСР и структура платежей. Со времени кризиса 2008–2009 годов доля сборов персональных налогов выросла с 23,7% до 24,4% в 2015-м, доля налогов на недвижимость увеличилась с 5,6% до 5,8%. Самая высокая доля таких сборов — в Дании (55,2%), Австралии (41,5%) и США (40,5%). При этом в этих странах, как правило, действуют более низкие ставки страховых взносов (исключение — США с 23,7%). Средняя доля соцвзносов в общем объеме сборов выросла с 24,6% в 2007 году до 25,8% в 2016-м. В то же время доля налогов на потребление (включая НДС и акцизы) после 2007 года сначала увеличивалась (с 31,9% до 33% в 2010-м), а затем снизилась до 32,4%. Выше всего нагрузка на потребление в Венгрии и Чили, где НДС и другие подобные налоги обеспечивают свыше 40% поступлений. Ниже всего такая нагрузка в США (17% сборов). В этой стране нет НДС, но действует налог с продаж, который устанавливают отдельные штаты. В Германии доля НДС в общих сборах чуть меньше 20%, во Франции и Италии — около 15%. Наконец, доля корпоративных налогов, резко снизившаяся во время кризиса, с тех пор так и не восстановилась (снижение с 11,2% в 2007-м до 8,9% в 2015-м). Выше всего эта доля в Мексике (20,1%) и Чили (21%), тогда как в Финляндии, Франции, Германии, Италии она не превышает 5%, а в США равна 8,5%. Татьяна Едовина