Российские предприниматели впадают в пессимизм

Российские предприниматели демонстрируют все более пессимистичные настроения. Согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), ухудшение финансового положения своих компаний прогнозируют 17% опрошенных. Положительные прогнозы склонны давать руководители небольших компаний (41%), тогда как негатив свойственен скорее представителям среднего бизнеса (21%).

Российские предприниматели впадают в пессимизм
© Прайм

Данный показатель растет два последних года, и сейчас приближается к показателям пика экономического кризиса 2014 года. Так, в 2015 году ухудшения финансовых результатов ожидали 8% опрошенных. На улучшение ситуации надеялись 45% в 2015 году, а в этом году – 36%. Еще 30% полагают, что ничего не изменится. В 2015 году подобный ответ давали 18% респондентов.

"Эти результаты подтверждают, что российская экономика по-прежнему в рецессии, выход из которой не будет таким стремительным, как ожидалось ранее", - отметила, комментируя результаты, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич.

При этом в оценке текущего положения у бизнесменов, напротив, царит стабильность. В сентябре 50% опрошенных отметили ухудшение положения бизнеса, в октябре 2016 года этот показатель составлял 51%. 18% фиксируют положительную динамику и 31% - указывают на отсутствие изменений. При этом негативные результаты отмечают чаще представители крупного бизнеса (56%).

Кроме того, как и в 2016 году, 40% российских предпринимателей оценивают финансовое положение своего бизнеса как "хорошее" и "очень хорошее", и с августа 2016 доля таких компаний не меняется. Еще 43% опрошенных считают финансовую ситуацию компании "средней", и только 16% дают негативные оценки. В октябре 2016 года эта доля пессимистов относительно текущей ситуации также составляла 16%.

ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА И СПРОСА

По мнению Стасевич, на самоощущение предпринимателей влияют системные проблемы. Первая - пассивность российского "предпринимательского класса", нежелание развивать и масштабировать бизнес. Вторая – молодость института предпринимательства в России. Обе проблемы связаны с прерванными традициями предпринимательства, которые существовали до революции 1917 года. "Предприниматель живет и работает по шаблонам, которые были впитаны в советское время, где не было места предпринимательству в классическом понимании, а общественное начало превалировало над частными инициативами. В России необходимо заново выстраивать институциональные рамки ведения бизнеса. И, естественно, выстроить их за такой короткий период крайне затруднительно", - поясняет она.

Государство продолжает поиск оптимальных правил игры, это приводит к постоянным изменениям, уследить и приспособиться к которым очень сложно. Как итог, мы имеем достаточно пассивного предпринимателя и постоянно меняющиеся условия игры, приспособиться к которым бизнесмену текущего образца сложно.

Эксперты напоминают и о текущих экономических сложностях - по-прежнему низком потребительском спросе и, как следствие, отсутствии рынка сбыта. "Потребительская активность растет не так быстро, как многим хотелось бы, а предприниматели уже частично или полностью истратили свои запасы, и не получают выручку в желаемых объемах", - рассуждает член Совета Московского отделения "Опоры России" Станислав Супрунов.

Он отмечает ряд положительных для бизнеса тенденций, проявившихся за последний год. Снизилась административная нагрузка на компании, улучшилась ситуация с кредитованием. В течение года, особенно в последние месяцы, банки стали предлагать кредиты малому бизнесу, но ставки по-прежнему высокие. Они начинаются от 18%. Если для торговли это приемлемо, поскольку она может надеяться на быструю выручку, то для производства - слишком много.

Кроме того, нужны качественные изменения, чтобы у людей и компаний появились деньги, которые они смогли бы не копить, а тратить. Нужен массовый отход от экономии, прежде всего, в сегменте товаров длительного пользования – автомобили, бытовая техника и т.п. Этот процесс уже идет, поскольку многие товары подверглись физическому износу, но в массе своей потребители по-прежнему предпочитают откладывать, а не тратить. Им необходима уверенность, что они могут позволить себе эти расходы, а также смягчение условий по потребкредитам, полагает Супрунов.

РЕЦЕПТ ОПТИМИЗМА

Надежды на перелом пессимистичных настроений эксперты не связывают с госпрограммами по поддержке предпринимательства.

"Рост уверенности и оптимизма наблюдался среди предпринимателей в течение 2016 года во многом благодаря таким программам. Однако коренным образом переломить ситуацию они не смогли. Ключевая причина – низкий уровень информированности о них среди предпринимательского сообщества и, как следствие, вовлеченности", - отмечает Стасевич.

По ее словам, это точечная история, которая вряд ли сможет привести к коренным изменениям.

Нельзя просто ждать, когда государство выделит деньги, согласен Супрунов.

"Задача властей – стимулировать приоритетные направления бизнеса, как это было, например, в случае с АПК. Все остальные должна финансировать банковская система, но ставки по кредитам нужны более приемлемые. В целом же в экономике должно появиться больше денег, только тогда стоит ждать оживления спроса, а уж потом – бизнеса", - считает он.

При этом без стратегического планирования со стороны бизнеса общий экономический рост приведет лишь к временному улучшению финансового положения предприятий, уверена эксперт НАФИ. Подъем продлится лишь до следующего кризиса, поскольку большинство предпринимателей живут сегодняшним днем. Корень проблемы - в сфере культуры ведения бизнеса, и изменить это можно только со сменой поколения. Представители нового поколения в целом более гибкие, креативные, проактивные и включенные в глобальные процессы. При условии определенных шагов со стороны государства (преподавание истории предпринимательства с трансляцией лучшего опыта, преподавание финансовой грамотности, обучение преподавателей) есть шанс изменить культуру и выстроить институт предпринимательства, заключает она.