Реформ ради реформ не будет: правительство выберет лучший план по пенсионной реформе

Решение правительства РФ перенести обсуждение пенсионной реформы на конец 2018 года является логичным событием – считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Концепция индивидуального пенсионного капитала предлагается Минфином Примечательно, что в основе этой правительственной дискуссии лежит индивидуальный пенсионный капитал – эта концепция призвана заменить и модернизировать систему накопительной пенсии, которая была заморожена в нашей стране, вследствие объективных проблем в отечественной экономике. Ключевым моментом новой концепции была автоподписка граждан на отчисление на пенсию в размере от 1 до 6 процентов от их заработной платы в течение пяти лет. При этом, эти средства должны были платиться не работодателем, как в случае с пенсионными сборами, а непосредственно самими работниками. Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это решение связано с текущим противостоянием блоков в российском правительстве. «Сегодня сложилось два блока в правительстве РФ – это финансово-экономический блок, а также социальный, которые имеют разные взгляды по двум основополагающим темам пенсионной реформы в нашей стране, что и привело к данному решению Москвы», - констатирует Сафонов. Финансово-экономический блок исходит из тезиса о старении населения Первая основная проблема пенсионной системы России заключается в ее балансировании т.е. в создании условий, когда она становится полностью обеспеченной с точки зрения финансовых ресурсов. «Это необходимо для того, чтобы пенсионная система стала устойчивой и смогла выполнить все свои обязательства в отношении российских пенсионеров. И здесь Минфин вместе с МЭР исходят из тезиса, что у нас на сегодня соотношение лиц в трудоспособном и нетрудопособном возрасте меняется в пользу последних, впрочем, как и в современных западных государствах», - резюмирует Сафонов. Это объективная тенденция, вследствие чего, эти два российских министерства считают, что необходимо пойти на увеличение пенсионного возраста на пять лет для уменьшения нагрузки на пенсионный фонд. «По их мнению, это существенно снизит выплаты из федерального бюджета, причем даже в том случае, если эти граждане окажутся безработными, то для государства это станет благом по той причине, что пособие по безработице в России значительно ниже пенсии», - заключает Сафонов. Повышение пенсионного возраста не даст нам серьезных результатов Дело в том, что средняя пенсия в России составляет сумму в 13 тысяч рублей, а максимальное пособие – в 4,5 тысячи рублей, но социальный блок правительства с этим тезисом не согласен и приводит здесь свои аргументы. «Эти аргументы абсолютно правильны, поскольку данные исследований говорят о том, что на сегодняшний день в России к 60 годам половина работающего населения получает набор заболеваний общего характера, который позволяет им оформить досрочную пенсию по инвалидности. Это свидетельствует о том, что из-за повышения пенсионного возраста никакой выгоды для нас не будет», - констатирует Сафонов. Кроме того, есть такой важный показатель как средний уровень занятости граждан, причем в последние 15 лет для России он составляет 70 процентов от населения. При этом, уровень занятости людей в возрасте от 60 до 72 лет составляет у нас от 28 процентов до 3,5, и это говорит о многом в контексте повышения пенсионного возраста. «Это означает, что на рынке труда такие граждане не востребованы – для них нет рабочих мест. И это свидетельствует нам о том, что 70 процентов граждан, которые попадут под повышение пенсионного возраста, не смогут найти себе работу и будут вынужден жить в статусе безработных», - резюмирует Сафонов. Таким образом, большинству большинству безработных придется платить кроме самого пособия и многие другие выплаты для того, чтобы повысить их уровень жизни до прожиточного минимума в стране. Повышение пенсионного возраста может негативно сказаться на экономике России «Все это позволяет сделать вывод, что финансово-экономический блок правительства совершенно не просчитал последствия для нашей страны в виде появления такого большого количества безработных. И здесь играет роль не только общее число безработных, но и такой важный макроэкономический показатель, как темп роста заработных плат и реальных доходов населения в стране», - заключает Сафонов. Рост заработных плат и, соответственно, реальных доходов в России с повышением пенсионного возраста тут же замедлится и произойдет еще большая разбалансировка нашей пенсионной системы. «Просто обязательства по выплате в России пенсий увеличиваются из-за повышения инфляции, вследствие чего, темпы роста оплаты труда будут просто не поспевать за пенсиями», - заключает Сафонов. Не просто же так совсем недавно Росстат обрадовал нашу страну статистикой, что российские пенсионеры являются единственной категорией населения России, чьи реальные доходы увеличились в 2017 году. «Второй момент, про который забывают в финансовом блоке правительства, заключается в том, что рынок труда в России постоянно сокращается. Соответственно, существует много институциональных барьеров для того, чтобы претворить в жизнь подобные пенсионные реформы», - констатирует Сафонов. Что касается индивидуального пенсионного капитала, то это была попытка Минфина и Центробанка РФ найти какую-то рабочую альтернативу замороженной системе накопительной пенсии. «Вообще-то это чилийский опыт, но практика показала, что все подобные приемы везде в мире находятся в кризисе. Это привело к тому, что в Чили от этого отказались, что, вероятно, также стало и одной из причин перенесения обсуждения этого вопроса на более поздний срок», - резюмирует Сафонов.

Реформ ради реформ не будет: правительство выберет лучший план по пенсионной реформе
© ФБА "Экономика сегодня"