Политика или экономика. Какова цель санкций против российской оборонки?

Новые запреты против российского военпрома уже сорвали сделки на миллиарды долларов. Такое заявление сделали в Госдепе. Это совпало с публикацией так называемого кремлевского доклада.

Какова цель санкций против российской оборонки
© ТАСС

Америка не объявляла новые санкции против российской оборонки. Более того, в Госдепе заявили, что они не нужны, потому что уже есть ограничения, и они привели к срыву сделок на миллиарды долларов. Первая часть этого заявления абсолютно справедлива, вторая — спорна.

Прошлой осенью США опубликовали список из 33 российских оборонных предприятий. В него вошли ведущие компании: «Ижмаш», «Калашников», «Алмаз-Антей», МиГ, «Сухой», «Вертолеты России, «Уралвагонзавод» и многие другие, известные всему миру. Но главное, что США наделили себя правом наказывать за сделки с этими организациями, причем не только американцев, но и любую другую страну. Привело ли это к срыву контрактов? Официально таких сообщений не было.

За месяц до этого события Москва и Анкара подписали контракт на поставку ракетных комплексов С-400. А через месяц, после санкций, аналогичный договор россияне заключили с саудитами. Повлияют ли американские ограничения на эти и другие сделки?

Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений»

«Безусловно, это все осложняет общий фон. Санкции, скорее, имеют долгосрочный эффект создания вокруг России и российских производителей какого-то такого негативного, рискованного поля, и заказчики в какой-то момент могут очень тщательно все взвешивать перед тем, как с нами начать какое-то сотрудничество. Самая главная уязвимая часть — это оплата контрактов через банки. И банки будут несколько раз думать перед тем, как одобрять или не одобрять проводку этих средств, чтобы как раз не стать жертвами американских санкций».

В отличие от других санкции против оборонки носят, прежде всего, экономический характер. Россия экспортирует вооружения примерно на полтора десятка миллиардов долларов в год. Мы занимаем четверть мирового рынка. Это второе место, на первом — США, у них треть, а доходы от экспорта оружия превышают 30 млрд долларов. Именно в этой области Россия и Штаты — главные конкуренты, что сложилось исторически. Наши ключевые партнеры — Индия, Китай, Пакистан, Алжир, Египет. И на днях американские СМИ сообщили, что переговоры о поставках в Индию все тех же российских зениток под угрозой срыва. Вроде бы не могут сойтись в цене. Но постоянно появляются сообщения, что американцы ведут переговоры с индусами о поставках своего оружия. А Рекс Тиллерсон после визита в Дели сообщал, что конгресс решительно поддерживает военное сотрудничество.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке

«Уже весь мир поделен на те государства и те коалиции, которые покупают американское оружие и которые покупают российское вооружение. Поэтому ничего принципиально нового вот эти вот санкции не внесут в эту ситуацию. Вот Индия. Там американцы все настойчивей влезают, пытаются вытеснить нас оттуда. Но не всегда это связано с политикой. Иногда это связано просто с желанием сбить цену на тот или иной товар».

Все это отлично вписывается в предвыборные обещания Трампа — поддержка национальных производителей. И в его опубликованную в декабре доктрину, где, кстати, Индия названа «крупным оборонным партнером». Но, главный вопрос, будет ли Вашингтон применять запрещенные приемы в виде наказания оборонных партнеров Москвы. Они тоже не могут враз отказаться от сотрудничества с Россией. Наше оружие дешевле, а его эффективность российские войска прекрасно продемонстрировали в Сирии.

Вполне вероятно, что часть сделок пойдут по обкатанным советским сценариям: или тайно через цепочку посредников, или с помощью бартера. Опыт обмена танков и автоматов на бананы и мандарины не забыт и снова используется. В конце лета Россия договорилась о поставках в Индонезию истребителей Су-35 больше чем на миллиард долларов. Половину нам оплатят пальмовым маслом, кофе и другим достоянием индонезийской экономики.

В отличие от возможных санкций против оборонного комплекса, публикация списка российских политиков и бизнесменов больше похожа на шутку.