Кредитная остановка как Волгоградская область прекратила наращивать госдолг
Федеральное правительство свернуло действовавшую десятилетие программу льготных бюджетных кредитов (под символические 0,1 % годовых) регионам. Волгоградская область стала одним из последних субъектов, получившим значительные поступления такого характера. В декабре прошлого года Минфин выделил региону почти 5 млрд рублей кредита. Это помогло области закончить год с принципиально иным финрезультатом – если еще в октябре ряд наблюдателей объявляли региональную казну чуть ли не банкротной, то сейчас положение считается стабильным, даже несмотря на новые заимствования. Когда кредиты были большими Госдолг Волгоградской области на 1 января 2018 упал ниже отметки в 90 % к уровню собственных доходов казны. Областной бюджет должен 53,36 млрд рублей, что несколько меньше, чем осенью прошлого года, когда уровень задолженности зашкаливал за 54 млрд. Кроме того, 23,41 млрд из указанной суммы – это долги федеральном бюджету. Пропорции в общем соотносятся со среднероссийским показателем. Напомним, что по стране бюджетные кредиты составляют 45,9 %, коммерческие долги 31,6 % и облигации и другие региональные ценные бумаги – 18,1 %. Для сравнения на начало 2013 года соотношение было как 27,8 % (бюджетные), 41,7 % и 22,8 % соответственно. При этом долги Волгоградской области стали активно расти в 10-е годы. Особенно заметным был рост за период управления регионом губернатора Сергея Боженова. Он накопил почти 22 млрд долгов и к моменту сдачи кресла Андрею Бочарову 2 апреля 2014 кредитный портфель составлял на 33,1 млрд рублей. Новый региональный руководитель начал с громких заявлений по поводу несоответствия бюджета экономическому потенциалу и социальным потребностям области. Несколько раз описывая состояние бюджета вверенного ему региона в 2014 году Бочаров лишь горько усмехался. При этом и Бочаров и возвратившийся на пост главы регионального комитета финансов в статусе вице-губернатора Александр Дорждеев (занимал ту же должность при Николае Максюте – прим. «ФедералПресс») провозгласили цель на замену коммерческих кредитов бюджетными. На первом этапе это действительно произошло, что позволило сократить расходы по обслуживанию госдолга. Однако уже скоро фактическая политика команды Бочаров разошлась с ожиданиями. Так, по 2014 году дефицит был даже увеличен, а на 2015 год облдума с подачи администрации губернатора утвердила весьма скромный бюджет. Еще более странным был первоначальный проект бюджета на 2016 год. Тогда регион громко раструбил о первом за многие годы профицитном бюджете, причем сразу на 4,2 млрд рублей. Однако в итоге примат доходов над расходами постепенно сокращался. А после выборов в Госдуму и вовсе скатился к дефициту. Закончила областная казна 2016-й с минусом почти в 6 млрд рублей. Впрочем, это не помешало депутатам вновь утвердить бездефицитный бюджет. И хотя по ходу года сальдо ухудшалось примерно на миллиард, региональные власти продолжали делать заявления о бюджетной стабилизации. В тоже время задолженность достигла небывалого в истории уровня в 90,8 % долга к уровню собственных доходов. Отчасти этому способствовало проседание регионального промпроизводства в первом полугодии 2017 года. Для преодоления кассового разрыва в уплате налогов регион привлекал новые заимствования, что в итоге уже в середине года даже во вроде бы совершенно лояльной областной думе заговорили о сильнейшем экономическом кризисе. Еще более тяжелой (по крайней мере формально) стала осень прошлого года, когда регион был вынужден в спешном порядке погасить больше 21 млрд бюджетных кредитов на коммерческие из-за неисполнения соглашений с Минфином. В результате резко изменилась и структура областного долга - бюджетные кредиты упали до 9%, а вот коммерческие перевалили за 55 %. Дадим, но в последний раз Финансовый блок администрации на все потоки критики заявлял, что ведут работу с федеральными ведомствами, разъясняют некоторые детали региональной ситуации и убеждают, что именно Волгоградской области надо сделать послабление. Активно в эту работу вступилась и депутат Госдумы от Волгоградской области Ирина Гусева, к тому времени получившая пост первого заместителя комитета по бюджету Госдумы. Именно Гусева открыто заявила представителям Правительства, что федеральным властям нужно помогать с реструктуризацией нужно не только тем, кто накопил большой долг, но и вынужденно привлекавшим банковские заимствования. Впрочем, в случае с Волгоградской областью было принято иное решение. Фактически отозванные ранее (кстати, за увеличение госдолга и отказа от секвестра некоторых расходов) кредиты, области вернули. Сперва федералы дали администрации Бочарова 19,7 млрд рублей, а не 15,7 как обсуждали сперва. Затем, уже в середине декабря область получила дополнительный бюджетный кредит на 4,952 млрд рублей. Кстати, одной из последних в России. С 2019 Правительство закрыло возможность получения кредитов, но запустило, как ранее и обещал Владимир Путин, программу реструктуризации ранее накопленных госудасртвенных заимствований. Она будет рассчитана на семь лет, а для отдельных регионов при выполнении прописанных условий может растянуться и на 12. Расплачиваться регионы будут по графику: в первые два года – гасить по 5% долга в год, затем – равномерно в течение пяти лет. Только за первые два года в целом все субъекты РФ за счет этой программы они сэкономят более 420 млрд руб. В первом приближении выгоды посчитали и уже перевили в бюджет и в Волгоградской области. Уже в 2018 году областной бюджет сможет сэкономить на обслуживании госдолга 268 млн рублей – их на недавнем заседании областной думы решили поделить между образованием и соцзащитой. Кстати, голосование по этому вопросу стало первым консолидированным голосованием по бюджету, причем даже без поправок, за последние 7 лет. Даже вечный оппонент власти коммунист Михаил Таранцов признал, что решение правильное и его надо безоговорочно поддержать. Однако в выступлении оппозиционный депутат напомнил, что увеличения недостаточно даже «для покрытия базовых потребностей». Действительно, согласно отчету областной контрольно-счетной палаты, несмотря на то, что на раздел трат «социальная политика» прибавляют 101,6 млн рублей, недостаток средств на основные необходимые меры социальной поддержки составляет 3 млрд 60 млн рублей. Тот же Таранцов поинтересовался у Александра Дорждеева, не обернется ли новое соглашение с федеральным Минфином (по которому, кстати, реструктуризированы задолженности проводится в рамках трех соглашений: от декабря 2016 года на предоставление 1,1 млрд рублей, от 11 октября 2017 года – на 19,756 млрд рублей и от 13 декабря 2017 года на 4,952 млрд рублей) новыми драконовскими правилами по оптимизации. «Я бы не бил громко в литавры. Я задавал вопросы уважаемому Александру Владимировичу на комитете по поводу роста доходов. И было сказано то же, что обычно – работаем, занимаемся. Нас это не устраивает, нужна конкретика», заявил Таранцов. На это, впрочем, коммунисту ответил спикер оболдумы Николай Семисотов, отрезавший: «Это слегка не касается темы. Мы увеличиваем бюджеты, а вы немножко размечтались о золотых горах. Мы – не против, но работать надо по повестке». «Правительство приняло план оптимизации для каждого региона. В нем прописаны макроэкономические показатели и план экономического развития. Мы будем проводить оптимизацию в строгом соответствии с этим документом», – ответил Дорждеев Таранцову. В документе, подписанном 8 февраля Андреем Бочаровым и заместителем министра финансов РФ Леонидом Горниным (копия есть в распоряжении «ФедералПресс») отмечены некоторые основные обязанности сторон. Так, область обещает обеспечить «непревышение действующих расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов власти субъектов РФ». Также региональные власти дали обязательство проводить «актуализацию основных направлений долговой политики», причем губернатор должен 20 числа каждого месяца, начиная с апреля этого года, отчитываться в Минфин об исполнении этого. После утверждения новых соглашений проблемы с выплатой кредитов для регионального бюджета откладываются. Самым сложным выглядит декабрь 2020 года, когда нужно будет вернуть около 11 млрд рублей. При этом только в этот срок область и начнет погашать коммерческие кредиты. В 2018–19 годах предстоит погасить 1 млрд 69 млн рублей бюджетного кредита и 4,1 млрд по ценным бумагам. В целом структура госдолга Волгоградской области сейчас такова: выглядит сейчас следующим образом: 45%-бюджетные кредиты, 32% - ценные бумаги и всего 21% – коммерческие кредиты. Председатель думского комитета по бюджету и налогам Илья Кошкарев также отметил, что только в рамках утвержденного трехлетнего бюджета региону, благодаря новым договоренностям, удалось сократить больше миллиарда рублей. По его словам, в дальнейшем совместная работа разных ветвей власти поможет региону еще больше стабилизировать бюджет. Кстати, в сравнении с показателями 2015–16 годов, в области несколько снизилась кредитная задолженность муниципальных бюджетов.