Парадокс Джонса: как законы США вынудили американцев покупать российский газ
Эксперты Центра энергетических исследований Института общественной политики Джеймса Бейкера III при исследовательском Университете Райса в Хьюстоне опубликовали пояснение о поставке российского СПГ и о порожденных ей дискуссиях о энергетическом доминировании США и американских санкциях. В конце января американский порт в Бостоне впервые принял танкер с российским сжиженным газом. Как подобная поставка стала возможной и почему американские потребители были вынуждены переключиться на импортное топливо из России? Основной причиной транспортировки газа через океан стали аномальные холода в США и резкий рост цен на голубое топливо. Поставка, о которой написали многие зарубежные СМИ, стала неожиданностью для многих международных и национальных наблюдателей и экспертов — противореча утверждениям о самодостаточности США в природном газе и энергетической независимости. «Вишенкой на торте» стал тот факт, что газ, прибывший на борту танкера Gaselys, родом с проекта «Ямал-СПГ», основной бенефициар которого — компания «Новатэк», которая находится под американскими санкциями. Читайте также Приключения танкера в Атлантике: как газ с Ямала везли в Новую Англию Однако, по мнению авторов экспертного доклада Baker Institute, это не означает, что США не в состоянии производить природный газ в объемах, достаточных для удовлетворения внутренних и экспортных потребностей. Экстренные закупки свидетельствуют о региональных рыночных барьерах — недостаточных мощностях трубопроводов и хранилищ и спорных для для рынка последствиях старой политики, которая не отражает текущие реалии и потребности. Закон Джонса Как отмечается в исследовании, США импортируют газ не потому, что объемы внутренней добычи не покрывают спроса, а по причине рыночных и нерыночных обстоятельств, препятствующих доставке природного газа в северо-восточную часть страны, где спрос может резко вырастать из-за климатических особенностей региона. Существует два основных препятствия — недостаточная пропускная способность трубопроводов и нехватка хранилищ. Кроме того, регион не состоянии экономически эффективно импортировать американский СПГ из-за закона о торговом флоте от 1920 года. Этот закон, также известный как «закон Джонса», регулирует морскую торговлю во внутренних водах и позволяет кораблям США легко перемещаться из одного местного порта в другой напрямую. Согласно этому закону суда, осуществляющие торговлю между американскими портами, должны быть построены в США, принадлежать американским владельцам и комплектоваться командой из американских граждан. Таким образом, суда, построенные и зарегистрированные за пределами США не могут так же свободно осуществлять доставку товаров между американскими портами. Между тем, хотя подобного рода обстоятельства и препятствуют поставкам газа на северо-восток США в необходимом количестве, они никак не ограничивают Америку в производстве или экспорте СПГ. Ожидается, что к 2022 году США станут добывать 1/5 от мировых объемов добычи, а половина этих объемов будет направляться на экспорт. С этих позиций ограничения, вводимые «законом Джонса» даже будут способствовать экспорту — ведь газ вместо того, чтобы использоваться на Северо-востоке страны, будет сжижаться и отправляться за границу. Как рассказала Forbes Татьяна Митрова, директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», на ближайшие годы намечены вводы новых мощностей (более чем на 45 млн тонн) по сжижению в США, результаты работы этих мощностей вероятнее всего в первую очередь будут направляться на более премиальные азиатские рынки, и по «остаточному принципу» — в Европу. По ее мнению, речь будет идти об ощутимом их влиянии на конъюнктуру рынков, но если в Азии (в первую очередь — в Китае) сохранятся двузначные темпы роста спроса на СПГ, то они могут демпфировать для остальных производителей это «американское пришествие». Санкции и СПГ Хотя действие санкций распространяется против «Новатэка» — основного акционера «Ямал-СПГ», оно не затрагивает добываемый им природный газ. По словам Татьяны Митровой, действующие американские санкции никакого прямого воздействия на поставки российского СПГ не имеют. Некоторое влияние имеет включение компаний в санкционный список, это создает некоторые дополнительные сложности для них при привлечении финансирования, но это затрагивает не текущие поставки, а скорее темпы будущего развития этой индустрии в России. Хотя санкции США не препятствуют доступу российского сжиженного природного газа на глобальный рынок, основная проблема заключается в том, что российские проекты СПГ нерентабельны, потому что себестоимость российского сжиженного природного газа чересчур высока по сравнению с конкурентами, объясняет Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy. По словам Крутихина, проект «Ямал СПГ» заведомо нерентабелен без полного освобождения от налогов и без мощной государственной поддержки в создании инфраструктуры. «Газ в России добывается либо очень далеко от глубоководных незамерзающих портов, либо в суровых условиях Арктики, где для его транспортировки требуется дорогостоящая инфраструктура, включающая атомные ледоколы и ледостойкие суда. Перед Катаром, Австралией и США такие проблемы не стоят, — рассказывает Крутихин. — Единственное исключение — проекты на Сахалине («Сахалин-2»). Там и отгрузка ведется не слишком далеко от места добычи, и налоговая система стабильна (благодаря соглашениям о разделе продукции) и гарантирует рентабельность». Читайте также Наступление газового гиганта. Почему «Газпром» занял более трети европейского рынка Конец войне. Как Дональд Трамп продвигает американскую энергетику