Поднять экономику. Севастополь пытается сбросить дотационное бремя

Севастополь за 2015–2017 годы сумел увеличить рост собственных налоговых и неналоговых доходов на 51 %. Такие данные приводит региональный департамент финансов, озвучивая статистику, согласно которой, объем собственных налоговых и неналоговых доходов в прошлом году превысил уровень 2016 года на 2 млрд рублей (рост на 20 %), а за два года рост составил 4,2 млрд рублей. Вместе с тем, Севастополь остается дотационным российским регионом. Так, в 2017 году общий объем доходов составлял 34 млрд рублей и лишь 13 млрд рублей – это были собственные доходы города. Губернатор Дмитрий Овсянников в интервью ТАСС недавно рассказывал, что при реализации «Стратегии–2030», власти ставят задачу снизить уровень зависимости города от федеральных средств с 70 % до 25–30 %. При этом он признается – задача сложная. На сегодняшний день соотношение собственных и федеральных средств в городском бюджете обусловлено реализацией Федеральной целевой программой (ФЦП) до 2020 года. Так, например в этом году город получит по ФЦП порядка 10 млрд рублей в 2018 году. В динамике за четыре года налоговые и неналоговые доходы бюджета Севастополя по итогам 2017 года показали рост 120 % Рост поступлений от налогов в 2017 году в Севастополе составил 16 %. Для примера, если в 2015 году в бюджет поступило чуть более 7 млн рублей, то уже в 2017 году – свыше 10 млн Председатель бюджетной комиссии Законодательного собрания Вячеслав Аксенов в беседе с «ФедералПресс» отметил положительную тенденцию – поступления в городскую казну ежегодно увеличивается. Он объяснил это тем, что за те четыре года, что Севастополь в составе России, налажена работа налоговых органов, а вместе с ростом населения увеличивается и количество плательщиков. Вместе с тем, он не прогнозирует рост поступлений НДФЛ и налога на прибыль. Виной тому – отсутствие крупных инвесторов, которые все еще опасаются санкций и неразвитой инфраструктуры. «Усилия, предпринимаемые для поднятия экономики, могут дать результат, но не в следующем году, и даже не через год. Для этого требуются серьезные внебюджетные инвестиции, которых пока нет. Все государственные инвестиции направлены на развитие инфраструктуры, которой должен в итоге воспользоваться бизнес. Но он не торопится», – говорит Аксенов. Он также отметил, что просматривается перспектива роста доходов городского бюджета за счет имущественных налогов. В Севастополе с физических лиц еще не взымается земельный налог и имущество. Этот прогноз подтвердили и в департаменте финансов, объяснив, что в настоящее время завершается наполнение кадастровой базы данными о земельных участках и объектах недвижимости, а 2018 году будет впервые начислен земельный налог физическим лицам. После проведения кадастровой оценки объектов недвижимости в 2019 году, будет введен налог на имущество физических лиц. «Севастополь может стать бездотационным городом, если откажется от программ развития и затянет пояса. Но нам нельзя отказываться программ развития. Поэтому в ближайшие годы, к сожалению, пока нереально ожидать выхода Севастополя на бездотационный режим. Но уже очевидно, что объемы дотаций будут снижаться», – комментирует председатель бюджетной комиссии. Финансисты говорят, что по мере сокращения налоговых преференций для резидентов СЭЗ последует рост налоговой базы в регионе. Но в основном произойдет это с 2022 года, когда перестанут действовать льготы. Напомним, по состоянию на 1 января 2018 с участниками СЭЗ заключено 429 договоров. Прирост количества резидентов на 30 % по итогам 2017 года директор департамента экономического развития Элимдар Ахтемов объяснял завершением действия одной из льгот предоставляемой участкам СЭЗ. Заведующий кафедрой «Финансы и кредит» СевГу Сергей Тарасенко считает, что 2018 году возможен прирост поступлений по НДФЛ (основного источника доходов) за счет: доведения МРОТ до прожиточного минимума – 11 163 рубля (с 1 мая этого года, прим. ред.), повышения поступлений земельного налога за счет тех участников СЭЗ, у которых заканчивается 3-х летний срок после регистрации (льгота снимается), а также повышении ставки налога на прибыль с 2-х до 6 % (в бюджет города), по истечении 3-х лет после регистрации участника. Однако эксперт не прогнозирует выход региона на самоокупаемость в ближайший перспективе. «Судя по статистическим данным о формировании доходов бюджета, когда статья «Безвозмездные поступления» составляет до 50–60 % городского бюджета, трудно ожидать каких-то серьезных изменений этих пропорций в ближайшие годы, тем более в условиях дефицита инвестиционных ресурсов у частного сектора и действия финансовых санкций, сдерживающих приток капитала из других регионов РФ. Есть вероятность, что частично поможет решить проблему развития экономики города, формирования собственных (налоговых) источников для наполнения бюджета и снижения бюджетных расходов активное внедрение проектов государственно-частного партнерства», – отметил Тарасенко. Он считает, что для увеличения собственных доходов властям следует обеспечить доступность кредитных средств и разработку совместно с банковскими структурами специальных программ инвестиционного кредитования, завершить процесс формирования реестров недвижимости физических лиц и провести ее кадастровую оценку, пересмотреть приоритеты в развитии экономики города, включив в перечень приоритетных проектов проекты по восстановлению крупных промышленных предприятий в сфере приборостроения, радиоэлектроники, рыбного хозяйства, которые в перспективе могут стать крупными налогоплательщиками, а также повысить барьер входа для участников СЭЗ: представителям микро- и малого предпринимательства – минимальный объем вложений в размере 3 млн рублей, для среднего – не менее 10 млн рублей. Напомним, согласно «Стратегии–2030» Севастополь делает ставку на традиционные отрасли экономики региона – судостроение и судоремонт. Власти города рассчитывают, что благодаря реализации стратегии уже к 2024 году оборот отрасли судоремонта и судостроения должен вырасти почти в семь раз. К 2030 году налоговые поступления от этого сектора городской экономики превысят 800 млн рублей в год. Кроме того, власти уверены, что существенный импульс отрасли даст формирование на территории города к 2020 году индустриального парка на 1,5 тыс. рабочих мест. Кроме того, предусмотрено развитие в Севастополе центра по ремонту авиационной (включая вертолетную) техники (на базе ГУП «Севастопольское авиационное предприятие» в сотрудничестве с АО «Вертолеты России»), развитие производства оборудования и электроники для морской техники. Перспективными названы и отрасли машиностроения и приборостроения.