PwC: продажи автомобилей в России превысят 2 трлн

Москва, 6 марта - "Вести.Экономика". Российский рынок легковых автомобилей в 2018 г. продолжит рост второй год подряд: продажи увеличатся на 11%, сообщается в исследовании PWC. Рынок будет уверенно расти на 8% в среднем в ближайшие 5 лет и продажи превысят 2 трлн руб., прогнозируют эксперты. В 2017 г. продажи новых легковых автомобилей в России, по оценке PwC, достигли 1,475 млн шт., увеличившись на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 1,311 млн шт. В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в долларовом выражении рынок вырос существенно выше (31% против 14%), что стало следствием укрепления российской валюты. Продажи в рублевой стоимости выросли на 14% до 1,97 трлн руб., в долларах – на 31% до $33,8 млрд, подсчитали в PWC. Прирост продаж иномарок российского производства также оказался выше среднерыночного и составил 19%. По результатам 2017 г. 61% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент. Доля импорта в совокупных продажах в 2017 г. составила 17% против 21% в 2016 г. Несмотря на значительное укрепление рубля за период (58 руб./долл. США в 2017 г. по сравнению с 67 руб./долл. США в 2016 г.), количество продаж импортированных автомобилей в количественном выражении упало на 7%. Прогноз на 2018 год В 2018 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 11% и достигнуть 1,64 млн шт. Одним из основных факторов при прогнозировании объема продаж легковых автомобилей в России в 2018 г. стал прогноз цены на нефть. По данным аналитического агентства Global Insight, средняя цена на нефть марки Brent составила $54,2 за баррель по результатам 2017 г., и в 2018 г., согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, цена может увеличиться до $62,5 за баррель, что будет стимулировать продажи новых автомобилей. На развитие рынка будут также оказывать влияние темпы восстановления экономики страны, и, в частности, уровень потребительской уверенности. По результатам 2017 г. индекс все еще остается на достаточно низком уровне, но тем не менее наблюдается положительная динамика. По итогам 2018 г. ожидается сохранение доли автомобилей, произведенных в России, в общих продажах на уровне 83%. Прогноз на 5 лет Снижение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили в 2018 г. в соответствии с требованиями ВТО потенциально может способствовать небольшому росту продаж импортных автомобилей. Однако запланированная индексация утилизационного сбора может скорректировать предпочтения потребителей в пользу выбора автомобилей, произведенных внутри страны, если итоговое увеличение цены импортных автомобилей будет существенным. В ближайшие годы ожидается увеличение инвестиционной активности в автомобильной отрасли России, и ее интенсивность во многом будет определяться скоростью восстановления авторынка. В течение 2016-2017 гг. крупными игроками было заявлено о реализации ряда проектов, например: • Bridgestone открыл шинный завод в Ульяновской области в 2017 г. (инвестиции $220 млн); • Группа ГАЗ и Volkswagen продлили соглашение о контрактной сборке до 2025 г.; • BMW выбрал Калининградскую область для построения завода полного цикла; • FAW подписал соглашение с Автотор на выпуск легковых автомобилей; • Mercedes-Benz начал строительство завода в Московской области, а Great Wall продолжает строительство завода в Тульской области (запуск обоих заводов намечен на 2019 г.). В случае сохранения положительной динамики в отрасли, начавшейся в 2017 г. и реализации инвестиционных планов игроков следует ожидать среднегодовой темп роста продаж на уровне около 8% в период 2018-2022 гг. в отсутствие внешних шоков. Определяющим фактором в достижении прогноза продаж станет устойчивый рост и стабильность основных макроэкономических показателей. В феврале 2018 г. была одобрена стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2025 г., реализация которой будет способствовать улучшению инвестиционного климата в отрасли. Основными направлениями стратегии были обозначены: увеличение локализации, разработка перспективной техники (электромобилей, автопилотов, газомоторной техники) и наращивание экспорта.