Выборы президента выведут инвесторов из режима ожидания

Насколько сильно обновятся состав и структура , станет известно к концу весны, после инаугурации избранного президента – и от того, кто получит министерские портфели, будет зависеть, по какому пути будет развиваться экономика.

рошенные , не ждут полной смены финансово-экономического блока, но считают, что после выборов снизится уровень неопределенности для бизнеса, а, значит, можно рассчитывать на рост инвестиций.

"Сейчас многие компании находятся в выжидательной позиции. Потому что все-таки важно, кто у нас будет премьер-министром, будут ли какие-либо изменения в правительстве либо нет, поменяются ли какие-то персоналии или нет. От некоторых персон или групп людей могут измениться условия деятельности компаний тех или иных секторов", — полагает аналитик ING .

Выборы пройдут 18 марта, на этот пост претендуют восемь человек: (партия "Российский общенародный союз"), (), (), Владимир Путин (самовыдвижение), ("Гражданская инициатива"), ("Коммунисты России"), (Партия роста), (). Именно в таком, алфавитном порядке их фамилии будут расположены в избирательном бюллетене.

Расти быстрее, чем мир

я ускорения роста российской экономики был создан в последние годы, и им нужно воспользоваться, отмечает главный экономист развития (ЕАБР) .

"Мне кажется, прошлый год был переломным во многом. С точки зрения того, что мы вышли в положительную зону по росту ВВП, достигли рекордно низкой инфляции. На этой основе, на этом базисе можно принимать более активные действия по наращиванию темпов экономического роста в ближайшие годы", — говорит он.

По мнению директора Центра развития ВШЭ Натальи Акиндиновой, основная повестка для будущего правительства не нова: сформировать условия для ускорения экономического роста. "Достигнем мы темпов роста среднемировых, не достигнем, но более высокие темпы роста нам нужны", — констатирует она.

ботка дополнительных мер, направленных на стимулирование экономического роста — основная задача властей в новом цикле. Достичь роста экономики РФ выше среднемировых возможно за счет роста инвестиций и производительности труда, указывают экономисты.

"Если у нас заработает именно инвестиционный рост, если инвестиции начнут действительно задавать тон в общем экономическом росте нашей страны, способствовать росту производительности труда, мы можем выйти на более высокие темпы экономического роста. В принципе я считаю, что 4% достижимы", — говорит Лисоволик.

Инвестировать — не задача государства

Увеличить инвестиций со стороны частного капитала можно, только сняв неопределенность и предложив повестку предстоящих реформ, говорят эксперты.

Рост инвестиций на 4,4% в 2017 году превысил все прогнозы, но нужно помнить, что он был во многом обеспечен при помощи государства. "В росте инвестиций прошлого года был очень большой вклад временных государственных проектов. Но в принципе это не задача государства — инвестировать в экономику, это задача частных инвесторов. У государства нет таких ресурсов, чтобы поддерживать эти темпы инвестиций постоянно", — говорит Акиндинова из .

арство может создавать условия, чтобы люди хотели инвестировать, и это один из вызовов сегодняшнего дня. "Я так понимаю, что есть наработка у министерств уже, но пока в таком виде целостном она не представлена. Можно надеяться, что после выборов она будет представлена", — добавила она.

"И выход на темпы роста не ниже 3,7-3,8% в год, то есть на уровне чуть выше среднемировых, и решение амбициозных социальных задач, и увеличение инвестиций, и рост доходов населения — решение этих задач требует экономического рывка", — согласен глава .

Маневры неизбежны

одчеркивает, что крайне важным направлением работы властей в новом политическом цикле должно стать изменение приоритетов в бюджетной сфере — переход к так называемому бюджетному маневру.

"Развитие инфраструктуры, здравоохранения, образования – эти цели не решаются без масштабных ресурсов, и эти ресурсы необходимо брать в бюджете. Соответственно и приоритеты бюджетные должны все-таки измениться. Эта проблема возникла не вчера. До сих пор у нас тенденция обратная — к сокращению расходов на эти направления внутри бюджета", — сказала Акиндинова.

Полевой согласен, что изменение структуры бюджетных расходов — насущная необходимость. "Речь идет о потенциальном снижении доли расходов на оборону и увеличение расходов на статьи, которые отвечают за человеческий капитал: здравоохранение, образование, а также на развитие инфраструктуры", — говорит он.

Кроме того, перечень назревших преобразований включает и пенсионную, и судебную реформы. Способствовало бы улучшению инвестиционного климата в стране и снижение доли государства в экономике.

Глава РСПП также указывает на необходимость увеличения доли частного бизнеса в России. "Нужно снижать долю государства в экономике, это, безусловно, предполагает расширение частной инициативы и частных инвестиций и, безусловно, нужна большая предсказуемость — предсказуемость прежде всего для бизнеса в регуляторной среде и фискальных условиях. Уже много сделано для этого, но, тем не менее, не на все вопросы даны окончательные ответы", — добавил Шохин.

ка не берутся предположить, какие именно контуры обретет российская налоговая система в 2019 году.

"Будут ли какие-то налоговые изменения — гадать нет смысла. Большое количество вариантов в последний год — полтора звучало, поэтому, как это будет реализовано и будет ли реализовано, непонятно", — говорит Полевой.

Старый новый кабинет

Председатель совета Центра стратегических разработок в начале марта высказывал мнение, что с учетом прорывных задач, которые предстоит решить российским властям, состав нового кабинета министров существенно обновится.

едники агентства разделяют эту точку зрения. Шохин, например, уверен, что в новом кабинете министров появятся новые лица, но радикального обновления правительства, скорее всего, не произойдет.

"Какое-то обновление, наверно, неизбежно: если в неизменном составе кабинет останется — это тоже, мягко говоря, не совсем интересно публике. Движение, наверно, неизбежно, но не думаю, что в нынешней ситуации, геополитической в том числе, какое-то радикальное обновление нас ждет уже в мае месяце. Новые лица, безусловно, появятся, но не думаю, что мы увидим абсолютно новый кабинет", — пояснил он.

По мнению Полевого из ING, в финансово-экономическом блоке правительства никаких концептуальных изменений не будет. "Здесь политика экономическая не должна претерпеть изменений каких-то существенных, которые могли бы повлиять на прогноз по экономике", — считает Полевой.