Темпы роста российской экономики в первом квартале оказались хуже официальных ожиданий. По данным Банка России, ВВП прибавил всего 1,3−1,5%. Это на треть ниже прогноза Минэкономразвития (2,1% по итогам года) и на 0,25% меньше оценок, которые сам ЦБ давал всего месяц назад (1,5−1,8%).
Причину замедления экономики регулятор видит в «нетипично холодной погоде»: по его мнению, выпуск товаров и услуг «замерз» с 1,5% роста до 0,4% из-за того, что температура оказалась «заметно ниже по сравнению с климатической нормой».
При этом Центробанк отдает должное прибавке спроса на электроэнергию, а также российские уголь и газ в Европе, что позволило «Газпрому» нарастить экспорт и увеличило прибыли поставщиков сырья за рубеж. Но эффект на экономику в целом оказался неожиданно негативным, говорится в ежемесячном экономическом комментарии ЦБ.
«Существенно уменьшился объем подрядных работ в строительстве», — аккуратно констатировал ЦБ после того, как Росстат зафиксировал обвал в секторе на 9,6% за месяц и 4% за квартал.
Двузначными темпами сократился выпуск стройматериалов, одновременно в минус ушло машиностроение и начал падать объем инвестиций в основной капитал, пишет Finanz.ru.
ЦБ признает, что вместе с холодами на экономику влияли и другие факторы. Так, из-за ослабления рубля подорожало импортное оборудование, и это может ограничивать рост инвестиционной активности. Зарплаты в годовом выражении выросли на 6,5%, а в месячном — снова начали падать (в марте на 0,9% по сравнению с февралем). При этом в начале года они выросли на 10,5%, но это из-за разовых премий в частных компаниях и исполнения майских указов в госсекторе, поясняет регулятор.
Во втором квартале, по мнению ЦБ, темпы роста ВВП замедлятся еще на треть — до 1−1,4%. Дело в том, что Росстат повысил оценки за прошлый год, главным образом по объему инвестиций. Из-за эффекта высокой базы инвестиционный рост замедлится до 2,8−3,3%, говорится в прогнозе Банка России.
Поговорим о погоде?
Погода в России, судя по всему, уже не только классический способ найти тему для разговора, когда говорить не о чем, но и столь же безотказный повод объяснить любые кульбиты экономической динамики.
«В прошлом году, если не ошибаюсь, был похожая ситуация, в правительстве говорили, что погода влияет на экономику, — вспоминает директора Института актуальной экономики Иван Антропов. — Но тогда она влияла в обратную сторону — холодная погода привела к дополнительному росту экономики: холодно, приходится вырабатывать больше электроэнергии, больше тепла, все это сказывается и на показателях промышленности, и на ВВП».
Ближе к лету, когда начинается сезон сбора урожая, еще можно было бы свалить на плохую погоду вину за снижение темпов роста, но сейчас она вряд ли так уж сильно на это повлияла, считает эксперт.
«Здесь, похоже, просто пытаются подогнать низкие показатели хоть под что-то. Нашли холодную погоду, значит, холодная погода будет виновата. Была бы теплая погода, была бы теплая погода виновата. Прямой связи здесь такой нет», — сказал он «Ридусу».
То же жилищное строительство ведется круглый год в основном в зависимости от спроса на квартиры, поясняет аналитик. Если же рассматривать госконтракты, на показатели первого квартала они тоже не влияют, поскольку финансовый год в России в отличие от всего развитого мира начинается не осенью, а с 1 января вместе с календарным годом. Соответственно, в начале года идут только согласования контрактов, торги начинаются весной, и полностью строительство разворачивается уже ближе к осени. «Это стандартная ситуация, каждый год так, и нынешний — не исключение», — констатирует Антропов.
Что же касается выпуска продукции промышленных предприятий, по некоторым данным, спрос на нее в марте действительно показал рекордные темпы замедления с кризисного 2009 года. И причина банальна — нежелание покупать, даже несмотря на то, что реальные располагаемые доходы сейчас вроде бы более или менее вышли на небольшой рост, как минимум, за счет увеличения МРОТ.
Ни бизнес, ни люди не видят никаких кардинальных изменений в проводимой политике правительства и так же, как сами власти, которые откладывают в запасы нефтегазовые доходы, предпочитают копить на «черный день» и минимизируют свою экономическую активность, уверен Антропов.
Холодной погодой в равной степени можно объяснять и ускорение экономики, и замедление, причем отчасти это в любом случае будет правильно, согласен директор Экономико-правовой школы консалтинговой компании ФБК Сергей Пятенко. Но экономические проблемы не объясняются только экономическими категориями, добавляет он. Помимо рациональных факторов, к которым в том числе относится и погода, есть еще вещи иррациональные, связанные с колебаниями настроений в деловом сообществе. Однако рациональные объяснения всегда можно привести, тогда как психологические факторы, особенно на таких коротких отрезках, как месяц, всерьез учесть невозможно.
Весна экономики
Судя по динамике цен на нефть, по итогам года российская экономика в любом случае вырастет, полагают эксперты. По мнению Антропова, скорее всего, этот рост уложится в прогнозы, которые сейчас дают различные международные рейтинговые агентства и МВФ — примерно 1,6%. Это почти соответствует показателю прошлого года — 1,5%.
С такой консервативной экономической политикой никакого резкого ускорения ждать не приходится, поясняет эксперт. К тому же реализация новых нацпроектов, на которые планируется потратить много триллионов рублей, должна начаться только с 2019 года. План работы правительства, которому предстоит разработать какую-то стратегию развития, должен быть подготовлен в общих чертах только к октябрю этого года. То есть, опять же, воплощаться в жизнь он будет с будущего года.
«Так что, этот год будет очень консервативный и зависеть только от нефти, и поэтому рост должен быть таким минимальным», — рассуждает Антропов.
Официальные прогнозы всегда должны быть чуть радужнее, чем жизнь, потому что одна из функций экономических властей — внушать некоторое количество оптимизма, которое само по себе улучшает процессы в экономике, отмечает Пятенко. «Если у них будет пессимистичные прогнозы, то действительность будет еще хуже», — говорит он. Но и сам поддерживает этот оптимизм и не исключает, что во второй половине года рост экономики снова ускорится. Все-таки энергоносители дорожают, напоминает эксперт.
В целом, нет смысла спорить о прогнозах, когда они расходятся лишь на нескольких десятых процента, полагает экономист, это слишком незначительное расхождение, в пределах статистической погрешности. На данный момент он не видит никаких факторов (не считая всегда возможных непредсказуемых внешних потрясений), которые бы снова загоняли российскую экономику в ситуацию торможения.
«Циклический характер движения экономики никто не отменял, и после минуса и потом плато все-таки всегда идет, скорее, плюс. Лето бывает более холодным и более теплым, но оно теплее, чем зима. Поскольку мы находимся, скорее, в весеннем состоянии, будет потеплее. А вот насколько — здесь мнения могут расходиться», — заключает эксперт.