Кабмин РФ готовится пошлинами не пускать бензин за границу
МОСКВА, 7 июн — ПРАЙМ. Цены на бензин, которые этой весной в своем росте побили множество рекордов, ожидаемо стали одной из тем прямой линии президента РФ Владимира Путина. Подключенные им к линии министр энергетики Александр Новак и вице-премьер Дмитрий Козак рассказали о принятых мерах по удержанию роста. Но поскольку действовать эти меры начали недавно, Росстат все же зафиксировал очередной ценовой бум — к 4 июня средняя цена бензина в рознице пробила потолок в 43 рубля. Если сравнить средние по стране цены на бензин, которые еженедельно публикует Росстат, то выходит, что за 2017 год они выросли на 3,4 рубля за литр, а в 2018 году только весной — на 3,6 рубля. С начала января этого года, когда бензин стал стоить 39,9 рубля журналисты следили, когда будет превышена психологическая отметка в 40 рублей за литр. Это произошло в середине апреля, а уже в середине мая бензин резко перескочил через уровни в 41 и 42 рубля. ЭКСПОРТ БЕНЗИНА СТАЛ ВЫГОДНЕЕ Рост внутрироссийских цен на бензин и дизтопливо эксперты преимущественно объясняют возросшей выгодностью экспорта нефтепродуктов. Это произошло из-за комбинации факторов: роста акцизов на нефтепродукты, незавершенного при этом налогового маневра в нефтянке, роста мировых цен на нефть и нефтепродукты благодаря сделке ОПЕК+, а также снижения курса рубля из-за геополитики и покупки валюты на бирже Минфином. Независимое агентство "Аналитика товарных рынков" отмечало, что в мае рост цен на бензин ускорился потому, что у участников розничного рынка закончились относительно дешевые запасы нефтепродуктов, сформированные несколько месяцев назад. В четверг о причинах роста цен на топливо даже публично поспорили глава Центробанка Эльвира Набиуллина и гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков. В ходе одной из сессий Международного финансового конгресса Дюков, говоря о росте цен, отметил, что "родоначальником этого роста в принципе явился даже не Минфин, который регулярно поднимает акцизы на нефть, и не рост мировой цены на нефть, а все-таки Центральный банк". Дюков пояснил, что раньше рост цены на нефть привел бы к укреплению рубля, и не было бы такого преимущества экспортных поставок. Но поскольку сейчас "выросла цена на нефть, а курс остался прежним, то в том росте (цен на топливо – ред.), который произошел, 85-90% девальвационного эффекта". "Вы производите нефть в России, рабочую силу в России нанимаете, перерабатываете нефть в России, но цены устанавливаете от netback (доход компании от продажи нефти или нефтепродуктов на экспорт минус расходы на транспорт – ред.)…. У вас издержки не выросли, у вас рублевые издержки, вы объясняете курсом рост цен на бензин — по крайней мере, не в этом вопрос", — ответила Набиуллина. Дюков в свою очередь отметил, что российский рынок нефти и нефтепродуктов связан с европейским и с мировым рынками. "Нам что, нужно изолировать наш рынок и в принципе закрыть экспорт? Наверное, неправильно", — прокомментировал Дюков. ШАГ ВПЕРЕД, ДВА НАЗАД Козак, который был назначен куратором промышленности и ТЭК в правительстве РФ 18 мая, энергично взялся за решение вопроса: первое совещание по вопросу стабилизации цен на нефтепродукты он провел уже 21 мая. В итоге было принято позитивное для рынка решение – снизить акцизы на бензин с 1 июня на 3 тысячи рублей за тонну (с 11,213 тысяч рублей за тонну) и на дизельное топливо на 2 тысячи рублей за тонну (с 7,665 тысяч рублей за тонну). Кроме того, с 1 июля их планируется не повышать на 700 рублей за тонну, как это было предусмотрено изначально. Однако не стоит забывать, что с 1 января эти акцизы были повышены на 1,083 тысячу рублей по бензину и на 865 рублей по дизтопливу. При этом глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что такое решение хорошо скажется на экономике и социальной сфере России – в бюджет дополнительно поступит 40 миллиардов рублей, которые направят на строительство дорог и инфраструктуры, а к росту цен на топливо это не приведет. Но уже через три месяца жизнь опровергла эти утверждения. Снижение акциза, полагали чиновники, если не развернет, то хотя бы остановит рост цен – например, об этом сообщал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов. Новак отмечал, что объявленное снижение акцизов на топливо уже влияет на цены на АЗС. В конце мая Силуанов сообщил, что принято принципиальное решение о завершении налогового маневра, многократные изменения положений которого аналитики называли одной из главных причин роста цен на внутреннем рынке. Однако несмотря на эти меры ситуация с ценами никак не хотела возвращаться в рамки – нефтяники, которые очень давно сдерживали рост цен на АЗС, по словам экспертов, стали наверстывать упущенное. Поэтому 30 мая Козак провел еще одно крупное совещание с нефтяными компаниями, на котором они пообещали сдерживать рост цен на АЗС примерно в течение месяца, а правительство обязалось подумать о мерах системной поддержки нефтепереработки. Через неделю – 6 июня – компании и Козак встретились опять. Помимо выполнения своих обязательств, стороны обсудили параметры завершения налогового маневра: экспортные пошлины на нефть предлагается обнулить за 2019-2024 годы путем снижения их на 5 процентных пунктов в год, а также ввести отрицательный акциз на нефть для нефтеперерабатывающих заводов, чтобы их работа не стала убыточной. ЭФФЕКТ СНЕЖНОГО КОМА Однако недовольство людей уже не остановить заседаниями в кабинетах. Первый же видеовопрос на прямой линии с Путиным в четверг был посвящен теме цен на бензин. Алексей Ермолаев из Санкт-Петербурга из кабины большегруза обратился к президенту со словами: "45 рублей литр солярки. Невозможно уже! Остановите это как-то". "Я согласен с вами. То, что происходит – это недопустимо, неправильно! Надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики", — ответил президент. "Правительство провело пересмотр некоторых налоговых мер по наполнению бюджета, так называемый маневр сделало в этой сфере. На самом деле это все привело к стимулированию вывоза за границу на экспорт сырой нефти. Цены на нефть поднялись. Чтобы загрузить свои нефтеперерабатывающие заводы, компании наши делают это, но они считают недополученную выгоду за тот объем нефти, которую направляют на НПЗ, которую они могли бы, как они полагают, реализовать на внешнем рынке и получить больший доход. Чтобы эти условно выпадающие доходы компенсировать, поднимают цены на бензин и дизельное топливо", — пояснил Путин. Он отметил уже принятые правительством меры, в том числе по снижению акцизов, и призвал к ответу Новака и Козака, попросив вывести их в прямой эфир по видеосвязи. В ходе прямых включений они помимо рассказа о предпринятых действиях, отметили, что прорабатываются дополнительные механизмы сдерживания цен. Так, если нефтекомпании не выполнят договоренности по стабилизации цен, то их может ждать повышение экспортных пошлин. Необходимый проект закона уже подготовлен и скоро будет внесен в Госдуму. Путин в свою очередь заявил о поддержке проекта, но выразил надежду, что нефтяники продолжат вести себя конструктивно, и такая мера не понадобится. В заключение Путин сказал, что дополнительные меры по стабилизации цен на бензин в России будут приняты к осени, и призвал правительство и ФАС пристально следить за ситуацией. Вскоре после завершения прямой линии в Минфине сообщили, что уже в пятницу министерство внесет в правительство законопроект, наделяющий кабмин правом повышать экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и керосин до 90% от пошлины на нефть, в частности, если компании нарушат нынешние обязательства по заморозке цен на топливо.