Сильный сосед: как заработать на экспорте товаров в Китай

Согласно статистике 2017 года, объем несырьевого неэнергетического экспорта России составил $133,7 млрд. Основными товарами экспорта традиционно стали металлы и их продукция (27%), машины и оборудование (21%), химические товары (18%), продукты сельского хозяйства и продовольствие (15%), драгоценные камни и металлы (5%) В стратегии развития на 2018-2024 годы особое внимание уделяется перспективам российской продукции на рынках развивающихся стран Азии. В том числе Китай, Индия и некоторые страны юго-восточной Азии в которых темпы роста ВВП будут самыми высокими. Между тем, основная часть российского экспорта до сих пор сосредоточена на традиционных рынках Европы и Ближнего Востока. В случае с Китаем российский бизнес подчас действует слишком осторожно. Чем интересен китайский рынок Прямо сейчас Китай представляет наибольший интерес для российских производителей в силу нескольких причин. Во-первых, это гигантский рынок с населением 1 млрд 390 млн человек, среди которых 902 млн формируют наиболее платежеспособную возрастную группу от 16 до 59 лет. Доля городского населения в этом году достигла 813 млн человек – это 58% населения страны. Во-вторых, удобное географическое соседство с Китаем позволяет поставлять туда российские товары максимально быстро. В-третьих, китайская сторона сама заинтересована в бизнес-партнерах из России. Экономика Китая на протяжении многих лет сохраняла высокие темпы роста, вслед за ней стремительно развивался потребительский рынок. Его потенциал уже давно успели оценить западные компании. В крупных городах Китая на полках магазинов можно повсюду обнаружить французские, чилийские и испанские вина, бельгийский шоколад, немецкое пиво, новозеландский мед, бразильское мясо, итальянские макаронные изделия и так далее. Предложение пришло за спросом: численность населения всего трех китайских городов, Гуанчжоу, Шанхая и Пекина, превышает 59 млн человек. В этом году средний уровень заработной платы в Гуанчжоу составил 4811 юаней ($763), в Шанхае 6378 юаней ($1012),в Пекине 6906 юаней ($1096). Китайцы выбирают импортное Академия общественных наук КНР провела соцопрос в крупных городах Китая и выяснила: 55% потребителей не доверяют качеству китайских продуктов. Плохая экология, гипертрофированное стремление локальных производителей к выгоде и отсутствие достаточного уровня контроля со стороны властей привели к серии громких скандалов, связанных с обнаруженными в продуктах китайского производства химикатами. Из-за этого средний класс предпочитает импортные товары – причем не только продукты питания, но и бытовую химию, детские товары, косметику, парфюмерию и технику. На протяжении пяти-семи лет западные компании ведут активное продвижение своих брендов на китайском рынке. Продукцию продают преимущественно в мегаполисах — их в Китае называют «городами первого уровня». К ним относят Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Здесь зафиксирован самый глубокий уровень проникновения западной культуры. Привычка к западным товарам — важный фактор, так как многие европейские продукты здесь изначально не употребляли. Такие товары появились в стране всего несколько лет назад. Несмотря на то, что цены на товары импортного производства в несколько раз выше китайских аналогов, вещи из-за рубежа пользуются стабильно высоким спросом. По заказу нескольких российских компаний мы провели серию маркетинговых исследований китайского рынка. В результате выяснилось: в Китае российские товары могут быть дешевле европейских, при этом репутация зарубежной продукции высокого качества может сохраниться. Многие российские производители уже оценили перспективы китайского рынка и начали активное продвижение своих брендов в Китае. Экспортом в КНР занимаются «Русский Холод», «Макфа», «Фрутоняня», «Сплат» и другие. В целом, цифры таможенной статистики КНР говорят об увеличении поставок продуктов питания и сельскохозяйственной продукции в Китайза последний годна 4,3% до $1,65 млн, в том числе алкоголя и напитков на 45,6%, а продуктов питания на 218,2%. Тем не менее, процент присутствия российской продукции на китайском рынке все еще ничтожно мал. Российскую продукцию почти невозможно найти в магазинах даже крупных городов; исключение составляют жилые районы, где проживает русская диаспора. Товары из России в основном представлены в двух трех провинциях неподалеку от российско-китайской границы. Зачастую ввоз на приграничные территории осуществляется через частных перевозчиков без уплаты таможенных пошлин. Товары из России также продают в интернете и на рынках. Чтобы конкурировать на рынке КНР с западными компаниями, необходимо открывать компанию в Китае, регистрировать бренд и нанять местный персонал. Для китайцев будет важна возможность обсудить возможное партнерство на китайском языке и убедиться в серьезности намерений иностранца. Возможно, российский бизнес отпугивает сложность этого процесса. Русская еда в Китае Объемы поставок из России в Китай семян, плодов, лекарственных растений и зерна выросли на 13,9% до 470 800 тонн, масложировой продукции на 170,4% до 223 000 тонн, также рост наблюдается в поставках изделий из зерна хлебных злаков на 32,4%. Это неудивительно: интенсивное развитие промышленности Китая, урбанизация земель, нехватка рабочей силы в сельских районах и загрязнение рек привели к существенным проблемам местной сельскохозяйственной отрасли. Пока эти проблемы не решены, дефицит восполняется за счет импорта. По данным министерства торговли КНР, с января по ноябрь 2017 года объемы ввоза сельскохозяйственной продукции в Китай составили $113,8 млрд, увеличившись на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По экспорту замороженной рыбы, рапсового и соевого масла Россия вошла в тройку лидеров. Объемы поставок сельскохозяйственной продукции российского производства будет расти. Сравнение объемов импорта замороженной рыбы, рапсового и соевого масла в Китай с января по ноябрь 2017 года Тип товара Страна-импортер Объем поставок в Китай, тонн Деньги, заработанные на экспорте Рапсовое масло 1.Канада 624 211 $509,4 млн Рапсовое масло 2.Австралия 38 807 $37,85 млн Рапсовое масло 3.Россия 17 293 $14,68 млн Замороженная рыба 1.Россия 930 830 $1,15 млрд Замороженная рыба 2.США 340 899 $779,47 млн Замороженная рыба 3.Норвегия 159 593 $362,46 млн Соевое масло 1.Бразилия 338 849 $267,9 млн Соевое масло 2.Россия 103 321 $87,6 млн Соевое масло 3.США 83 007 $70,2 млн Машиностроение и химия Машиностроение и комплектующие — одно из ключевых направлений российского несырьевого экспорта в Китай. В список входят бытовая техника, автопром, железнодорожная техника, станки и производственное оборудование, торговое оборудование, аттракционы, оборудование для атомных электростанций (АЭС). Данные китайской таможенной статистики говорят об увеличении объемов поставок машинно-технических изделий из России в Китай на 29% до $882,6 млн. Экспорт летательных аппаратов увеличился на 33,9% до $143,6 млн, энергетического оборудования на 8% до $421,9 млн, оптических приборов и медицинского оборудования на 51,1% до $194,5 млн, электрических машин выросли на 130,2% до $126,8 млн. Несмотря на развитую промышленность, в отдельных областях Китаю до сих пор не хватает собственных технологий, поэтому местным компаниям приходится импортировать комплектующие и некоторые виды оборудования из соседних стран: Тайваня, Японии, США, России и других. Чтобы сделать свою продукцию конкурентноспособной, китайцы создают совместные предприятия на территории КНР и за рубежом. Рост спроса на химическую продукцию, резиновые изделия, каучук и удобрения российского производства будет расти. С октября 2016 по октябрь 2017 года экспорт России в Китай составил $1,05 млрд, в том числе 61% удобрений и 29% органических химических соединений. Для российских поставщиков Китай оказался на третьем месте по объемам поставок после Украины и Бразилии; всего в КНР экспортировали 3,4 млн тонн продукции. Наряду с импорт-экспортными поставками также развивается сотрудничество в сфере создания совместных химических производств на территории России и Китая. Как России увеличить экспорт В марте 2018 года президент России Владимир Путин озвучил цель: увеличить объем несырьевого экспорта вдвое к 2025 году. На первый взгляд, цель звучит излишне оптимистично. Для этого потребуется не только наращивание традиционных направлений экспорта, но и создание принципиально новых. В сотрудничестве с Китаем это возможно. Дело в том, что Китай исторически относится к России как к другу, а к друзьям здесь отношение особое. Прожив в Китае много лет, я обратил внимание на то, как местные жители умеют держаться вместе, поддерживают друг друга в бизнесе и в повседневной жизни. Один знакомый мне бизнесмен тратит половину своего времени, помогая своим друзьям и знакомым перебраться из деревни в город. Так он формирует вокруг себя команду союзников, который в дальнейшем будут помогать ему (и друг другу) зарабатывать еще больше денег. В китайской политике работает похожий принцип. Здесь уверены: с сильным соседом можно противостоять любому вызову. Прямо сейчас китайцы воспринимают Россию скорее как часть Европы и не верят в полный разворот страны на Восток. При этом в КНР хотят воспользоваться возможностями для усиления бизнес-связей. Чтобы это желание превратилось в реальный бизнес, российским компаниям необходимо пройти свою часть пути — взять инициативу в свои руки и двигаться на китайский рынок. Здесь еще достаточно много свободных ниш. Но с каждой неделей число таких ниш стремительно сокращается. Читайте также Забота о ближнем: сможет ли промышленность Китая сделать рывок под санкциями