Наказание за увольнение будущих пенсионеров: реакция юристов и бизнеса

За увольнения будущих пенсионеров накажут штрафом или обязательными работами. Проект соответствующих поправок в Уголовный кодекс внесен в Госдуму.

Юристы оценили законопроект об увольнении перед пенсией
© ТАСС

По сравнению с тем, что обсуждалось, изменение только одно. Раньше вице-премьер Татьяна Голикова предлагала добавить положения о гражданах предпенсионного возраста в существующую статью УК — о необоснованном отказе в приеме на работу или увольнении беременной женщины. В итоге будущих мам не стали равнять с будущими пенсионерами, а придумали отдельную статью.

Документ гласит, что необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста будет караться уголовной ответственностью в виде штрафа до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты за полтора года либо обязательными работами на срок до 360 часов. Предпенсионный возраст наступает за пять лет до назначения страховой пенсии по старости.

Законопроект получил положительные отзывы правительства и Верховного суда. Никаких вопросов к документу у них не возникло — в отличие от юристов, говорит старший партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Михаил Воронин:

Михаил Воронин старший партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры»: «Что значит «необоснованный отказ»? Действительно, если человек не прошел собеседование или не отвечает требованиям, которые ожидает работодатель, я думаю, здесь не может быть никакого состава преступления. Поэтому я думаю, что у юристов здесь будет очень много вопросов. Как вообще эта статья заработает на практике, сейчас сложно сказать. Я думаю, что эти понятия будут по-разному толковаться, но главное, чтобы не поставить работодателя в положение, когда над ним постоянно висит дамоклов меч. Здесь главное не перегнуть палку».

Сможет ли этот законопроект защитить работников предпенсионного возраста, рассуждает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров:

Михаил Александров партнер адвокатского бюро А2: «Никто, конечно, не будет говорить, что мы вас не возьмем на работу, потому что вы работник предпенсионного возраста, а просто будут говорить: извините, вы по своим компетенциям нам не подходите. Нельзя же сказать, что это обязанность — взять любого работника. Вот на должность директора приходит вчерашний пенсионер, который до этого работал всю жизнь во вневедомственной охране, и говорит: я хочу быть генеральным директором, и вы меня не можете не взять. Нет, конечно, потому что помимо этого проверяется компетенция».

Возможно, Верховный суд в своем комментарии позже уточнит, как нужно применять эту статью УК.

Бизнес надеялся, что до внесения соответствующих поправок в Уголовный кодекс дело не дойдет, рассказал Business FM член совета московского отделения «Опоры России», президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов. А на вопрос, что он будет делать, если введут уголовную ответственность за увольнения будущих пенсионеров, Несветов ответил так:

Дмитрий Несветов член совета московского отделения «Опоры России», президент группы компаний «Диана»: «У нас нет больших проблем в том смысле, что нужно заставлять принимать на работу людей пенсионного и предпенсионного возраста. Как раз-таки наоборот, это наш основной контингент. Но в том случае, если законодательно включатся механизмы, связанные с вмешательством в правоотношения Уголовного кодекса, это колоссальным образом повысит риски, и нам придется думать, что нам с этим делать. Ведь, как вы понимаете, в любой момент мы должны быть в этом случае готовы к злоупотреблениям со стороны работников. В таких тонких сферах необходимо выбирать стимулирующие механизмы. Оградительные механизмы в экономической среде и в трудовых правоотношениях работают чрезвычайно слабо».

Способы снизить риски работодателей уже обсуждались. Самый простой и очевидный — просто не брать на работу тех, кто близок к предпенсионному возрасту. При этом не секрет, что проблема людей старше 50 лет — это именно поиск новой работы, а не сохранение старой. Но уголовная ответственность может дать совершенно противоположный эффект: кто захочет брать пожилого сотрудника, зная, что не сможет его уволить?