Кудрин раскритиковал программу поддержки моногородов

Счётная палата раскритиковала программу по поддержке моногородов в России после проверки её исполнения в 2016-2017 годах. Большинство средств на создание новых предприятий не осваивается, а показатели в отчетах о ее реализации выше реальных.

«У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, — это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем решения окончательного и тащим их, даже если нет перспектив», — цитирует РБК главу Счётной палаты Алексея Кудрина.

В ведомстве считают список моногородов, составленный в 2014 году, неактуальным. По данным Минэкономразвития, которые приводятся в материалах аудита СП, 107 поселений в результате оттока населения и сокращения числа работников градообразующих предприятий утратили признаки моногородов. По оценке аудитора Сергея Агапцова, за два года численность трудоспособного населения в моногородах сократилась на 365,6 тысяч человек.

В ходе проверки аудиторы усомнились в подлинности информации о поддержке моногородов. В материалах проверки отмечается, что расходы на программу в 2017 году составили 4,4 млрд рублей, что составляет около 39% от плана (всего в 2017–2020 годы на реалитзацию программы запланировано потратить 25,3 млрд рублей). При этом в 2014–2017 годах освоено только 56,2% полученных средств из федеральной казны (11,9 млрд из 21,2 млрд рублей). В 2018 году Фонду развития моногородов, как оператору программы, должны выделить ещё 3,6 млрд рублей, но пока Минэкономразвития не заключило соглашение о субсидии.

Цель программы при недостаточном освоении средств — создание к концу 2018 года в моногородах 230 тысяч новых рабочих мест — достигнута раньше срока. По документам уже в 2017 году было образовано 253,4 тысячи рабочих мест. Но в ходе аудита выяснилось, что учитывались временные вакансии и рабочие места, к созданию которых Фонд развития моногородов отношения не имел.

Критику Счётной палаты вызвала информация о якобы рекордном притоке инвестиций в моногорода: в 2017 году их объём достиг 1,5 трлн рублей, что в 30 раз выше плановых показателей. На этом фоне аудиторы отмечают трудности с работой объектов, в которые эти средства вложены.

На момент проверки Фонд развития моногородов заключил 29 соглашений на сумму 14,3 млрд рублей о софинансировании строительства и реконструкции инфраструктуры для инвестпроектов. В начале 2018 года был одобрен ввод в эксплуатацию 30 объектов в 13 моногородах, но 16 из них до сих пор не эксплуатируются.

В список российских моногородов включены 319 населённых пунктов в 61 субъекте (больше всего в Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях).

Приоритетный проект «Комплексное развитие моногородов» рассчитан на 2016-2025 годы Он был призван остановить отток населения из моногородов путём создания новых рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями, а также развивать малый бизнес, социальную инфраструктуру и городскую среду. Финансирование проекта осуществляется из федерального бюджета в виде субсидий Фонду развития моногородов, учреждённому в 2014 году Внешэкономбанком.

В июле зампредседателя Внешэкономбанка Ирину Макиеву назначили генеральным директором Фонда развития моногородов. Она сменила Илью Кривогова, который занимал эту должность в течение трёх лет и оставил её в связи с переходом на новую работу.