Вклад ОПК в ВВП страны: гражданский сегмент должен расти агрессивнее
Москва, 14 сентября - "Вести.Экономика" Если компании ОПК хотят расти быстрее ВВП, они должны ставить для себя более агрессивные цели по развитию гражданского сегмента, считает Игорь Нуждин, эксперт Промсвязбанка. По нашим оценкам, вклад ОПК в ВВП страны за 2011-2016 годы увеличился с приблизительно 2% до 4%, что является следствием роста расходов на оборону и экспорт. В 2017 году доля ОПК в ВВП могла упасть до 3%. Единственным источником роста доходов сектора в перспективе является гражданский сегмент, но задачи государства по увеличению его доли позволят ОПК лишь удержать долю в ВВП на уровне 2,7-2,9% в ближайшие 3-5 лет. По итогам 2017 года доля ОПК в ВВП страны, по нашим приблизительным оценкам, составила 3%, в то время как пик этой доли пришелся на 2016 года, когда вклад сектора оценивался в 4%. С 2011 года доля ОПК ВВП РФ увеличилась в 1,7 раза. Среди других отраслей столь существенно увеличить свою долю в ВВП за этот период смогло только производство фармацевтической продукции, но ее вес крайне мал и составляет всего 0,2%. Значимость сектора ОПК для экономики страны можно оценить через сравнение доли других отраслей в валовом внутреннем продукте. По своей доле в ВВП по итогам 2017 года ОПК вошел в Топ-10 отраслей, заняв последнее место. С большим отрывом ОПК отстает от таких отраслей как добыча полезных ископаемых (9,4%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (8,9%), оптовая торговля (7,9%), а также государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение (7,1%). Правда, последний сектор частично включает в себя ОПК. При этом вклад оборонного комплекса сопоставим с такими отраслями как финансовая и страховая деятельность (3,8%), животноводство и растениеводство (3,4%). Источник: Росстат, оценка PSB Research&Strategy Надо отметить, что полноценно оценить вклад ОПК в ВВП через отраслевую структуру российской экономики не представляется возможным, так как сектор «смешивается» со многими другими подотраслями машиностроения. Более логичным является подход через структуру по использованию валового продукта, хотя и он будет произведен с большим количеством допущений. Так, среди потребителей продукции ОПК можно выделить три ключевых сегмента: государство, зарубежные заказчики и гражданский сектор. Если проецировать эту структуру через использование ВВП, то влияние ОПК на динамику этого показателя происходит через три компоненты валового продукта: инвестиции, чистый экспорт и расходы на потребление. Через инвестиции вклад ОПК в ВВП РФ по итогам 2017 года мы оцениваем в 1,5-1,6%, через экспорт – 0,9-1,1%, через потребление – 0,5%. Это и дает суммарно вклад ОПК в ВВП страны на уровне 3%. Инвестиции Заказ продукции ОПК со стороны государства, как это ни удивительно, относится к инвестициям. Их объем является государственной тайной, однако доля расходов на национальную оборону раскрывается Минфином. За последние несколько лет расходы государства на оборону выросли существенно, это и определило мощный подъем сектора ОПК в ВВП РФ до 2016 года. В частности, если в 2011 году из бюджета расходовалось на национальную оборону 2,5%, то в 2016 году показатель вырос до 4,4%. Справедливости ради надо отметить, что вклад расходов государства на закупку вооружения (или в терминах ВВП – инвестиции) в валовом продукте меньше, чем расходы бюджета на оборону, поскольку последнее – это не только закупка вооружения и техники, но и денежное довольствие военнослужащих, расходы на содержание объектов Минобороны и прочее. С корректировкой на эти поправки по итогам 2016 года мы бы оценили долю заказа государства у предприятий ОПК в 2,0-2,5% от ВВП (с учетом средств выделенных на погашение долгов компаний перед банками). За последние несколько лет эта доля показала существенный рост, в частности в 2011 году она была на уровне 1%. В 2017 году расходы бюджета на оборону были снижены, сократилась и доля этой части доходов ОПК в ВВП. По нашим оценкам, до 1,5-1,6% ВВП. Летом 2018 года Минфин опубликовал проект бюджета РФ до 2021 года, в нем (впрочем, как и в предыдущих версиях бюджета) планируется дальнейшее снижение доли расходов на оборону по отношению к ВВП. В частности, в 2018 году эта доля оценивается в 2,8%, к 2021 году она снизится до 2,5%. На этом фоне с высокой вероятностью уменьшатся объемы закупок вооружения и техники со стороны государства у предприятий ОПК, а, соответственно, и вклад этой компоненты в ВВП страны. По нашим оценкам, до 1,2-1,3% от ВВП. Экспорт Экспорт вооружения – важная статья доходов предприятий ОПК. По нашим оценкам, он может формировать почти треть выручки этого сектора. В пересчете на долю в ВВП вклад экспорта по линии военно-технического сотрудничества по итогам 2017 года можно оценить в 0,9-1,1%. Эта доля так же показывает рост: для сравнения, в 2011 году она была на уровне 0,6%. Причиной этого является увеличение объемов экспорта в долларовом эквиваленте с $13 млрд до почти $16 млрд в 2017 году. В то же время последние 5-6 лет объемы экспорта вооружения и техники почти не меняются, и есть ожидания, что такая ситуация может сохраниться в ближайшие годы. В этой связи экспорт предприятий ОПК вряд ли будет увеличиваться относительно ВВП. Мы считаем, что к 2021 году он сохранится на уровне 0,9-1%. Гражданская продукция Производство гражданской продукции в ВВП отражается через конечное потребление. По заявлениям профильных чиновников доля гражданской продукции в выручке ОПК в 2017 году была зафиксирована на уровне 17%, в пересчете на ВВП это дает вклад в 0,5%. Учитывая, что динамика расходов на оборону со стороны государства планируется меньше, чем рост ВВП, при неизменных доходах от экспорта и от гражданской продукции к 2021 году доля ОПК в ВВП страны может снизиться до 2,7-2,8%. При этом государство ставит цель для сектора довести долю гражданской продукции в выручке к 2020 году до 20%, а к 2030 году – до 30%. Выполнение планов по достижению доли гражданской продукции в 20%, по нашим оценкам, увеличит вклад этого сегмента в ВВП с текущих 0,5% до 0,6%, то есть общая доля сектора в ВВП вырастет до 2,8-2,9%. Это не позволяет компаниям ОПК расти быстрее ВВП, иными словами, для более быстрых темпов роста стратегия развития гражданского сегмента должна быть агрессивнее.